Астана. 28 ноября. QOGAM-MEDIA.KZ – Экс-президенту аэропорта Алматы грозил 10 лет, сообщает BES.Media.
В Алматы завершилось главное судебное разбирательство по делу бывшего президента Международного аэропорта Алматы Айбола Бекмухамбетова. Следствие длилось почти пять лет.
Вместе с экс-президентом аэропорта на скамье подсудимых начальник службы авиаГСМ аэропорта Куаныш Тумышев. Их обвиняют по статье 189, пункт 2, часть 4, УК РК – «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества».
На прениях государственный обвинитель запросил для каждого подсудимого по 10 лет лишения свободы в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности и отменить меру пресечения в виде залога.
Прокурор также просил вынести частное постановление в адрес ДКНБ Алматы, которое вело следствие, из-за выявленных во время судебных заседаний существенных «недочётов», таких как нарушения при выборе языка допроса, ошибки в документах.
«В ходе уголовного преследования не были установлены сведения о преступном происхождении имущества. Дополнительного наказания в виде конфискации имущества подсудимым прошу не назначать», – отметил прокурор.
«Прошу меня оправдать, ничего этого не было. Свидетели ничего не подтверждают. Следователь Щербаков подвергал меня пыткам, поэтому прошу оправдать и забыть как страшный сон», – сказал Айбол Бекмухамбетов.
Гособвинитель во время прений слово в слово повторил обвинительный акт, чем вызвал негодование защиты подсудимых.
«Мы выслушали прокурора, полностью процитировавшего обвинительный акт, утверждённый 23 июля 2023 года. Создается такое впечатление, что три месяца у нас судебных заседаний вообще не было. Как прочитали изначально обвинительный акт, точно так же сейчас прокурор его процитировал и назначил только меру наказания», – возразила адвокат экс-президента аэропорта Инесса Киселёва.
В деле фигурируют несколько компаний:
Тarlan Aero – осуществляет коммерческую деятельность по обслуживанию воздушных судов международных авиакомпаний, в том числе и частного АО «Авиакомпания „Международные авиалинии Украины“ (МАУ);
Aster Aviation Services – партнёр Тarlan Aero, выполняет деятельность по заправке воздушных судов авиатопливом с другим своим партнёром, глобальным агентом по всему миру – компанией World FuelService (WFS). WFS работает с авиаперевозчиками, в том числе с МАУ, которым позже выставляет счёт со своей комиссией за заправленное топливо в аэропортах мира.
По данным обвинительного акта, учредителями двух компаний с 2012 по 2017 год был Артур Лукашкин, а с 2017 года – Дмитрий Михель. Но фактически владел ими Артур Лукашкин, считает следствие.
В конце 2012 года Тarlan Aero и МАА заключили договор по наземному обслуживанию и заправке авиатопливом самолётов – клиентов компании, в числе которых была МАУ.
Так, по версии обвинения, президент аэропорта якобы поручил начальнику службы авиаГСМ составлять два расходных ордера при заправке воздушных судов МАУ: один – на бланке Тarlan Aero с указанием фактического объёма заправленного топлива, который передается экипажу, и по которому МАУ оплачивает счета компании WFS, а второй – на бланке МАА, с указанием заниженного объёма заправленного топлива, в среднем на 5 тонн, который уже выставлялся аэропортом для оплаты в Тarlan Aero.
Разницу, согласно обвинению, Лукашкин якобы оставлял себе и делился с Бекмухамбетовым и Тумышевым.
Адвокат Бекмухамбетова Инесса Киселёва, выступая в прениях, начала с того, что это дело должно было рассматриваться в гражданском суде. Потому что этот хозяйственный спор касается двух бизнес-структур.
Она считает, что её подзащитного оговорил Лукашкин во избежание своей ответственности. Ведь именно на его показаниях основывается обвинение. Хотя по первому заявлению, написанному преемником Бекмухамбетова в линейный отдел полиции аэропорта, подозрения в хищении авиатоплива пали именно на Тarlan Aero, которым фактически владеет Лукашкин.
Через пять дней заявление уже было написано в ДКНБ Алматы, но с противоположным содержанием: „выявлено хищение авиатоплива, которое осуществлялось преступной группой под руководством предшествующего административного персонала аэропорта“. При этом сам Лукашкин выведен из дела.
Его вывели из орбиты подозрений по статье 65 УПК в связи с деятельным раскаянием, хотя он является основным фигурантом и выгодополучателем. Где, когда, в какой сумме, кем Бекмухамбетову передавались деньги? Источник происхождения денег следствие не проверило. Его вывели из орбиты подозрений по статье 65 УПК в связи с деятельным раскаянием, хотя он является основным фигурантом и выгодополучателем по всей цепочке», – отметила адвокат.
Обвинение считает, что подсудимые в группе совершили присвоение и растрату (хищение вверенного имущества) на сумму 1,25 млн доллара (около 411,66 млн тенге).
В это же время потерпевшая сторона – Международный аэропорт Алматы уже с новыми владельцами отмечает, что у них ущерба нет.
«Учитывая, что ущерб по уголовному делу был установлен в рамках досудебного расследования, данный ущерб в бухгалтерском балансе АО „Международный аэропорт Алматы“ не отражен и не может быть отражен до вступления приговора суда по уголовному делу в законную силу», – говорится в письме аэропорта.
Кроме того, защита уверена, следствие не может выводить какую-либо сумму и тем более предъявлять её, потому что не имеет оригиналов всех расходных ордеров для сверки объема заправленного топлива.
«12 февраля 2019 года в компетентные органы Украины направлено поручение об оказании правовой помощи с просьбой «поручить компетентным органам Украины, произвести на территории Украины выемку в МАУ оригиналов расходных ордеров (требований) ТОО «Tarlan Aero» и иной документации, касающейся заправки воздушных судов МАУ». Полагая, что без документов МАУ закончить расследование по делу и передать его в суд невозможно, на протяжении четырёх лет орган расследования направлял в Украину напоминания о необходимости исполнить поручение о правовой помощи, постоянно прерывая срок досудебного расследования», – заметила адвокат.
По её словам, постановление о производстве выемки документов в МАУ так и осталось неисполненным, но, несмотря на это, дело передали в суд.
«Как следует из ответа президента авиакомпании МАУ, расчёты за топливо совершались авиакомпанией исключительно с компанией World Fuel Servises. Какие-либо договорные отношения с компаниями Tarlan Aero и Aster Aviation Servises у МАУ отсутствуют. Согласно нормативным требованиям авиакомпании о правилах документооборота срок хранения копий расходных ордеров на заправку судна составляет 3 месяца с момента их составления», – зачитала Инесса Киселёва.
Таким образом, сделать достоверный расчёт суммы денег, которые были выплачены компании World Fuel Servises за заправку авиатопливом в тот период в аэропорту Алматы, невозможно.
Помимо этого заключением судебно-экономической экспертизы в 2019 году, установлено отсутствие недостачи ГСМ в Международном аэропорту Алматы. Бекмухамбетов покинул пост в июле 2018 года.
Судья удалился в совещательную комнату для вынесения приговора.
Международным аэропортом Алматы в годы, когда работал там Айбол Бекмухамбетов, управлял бизнесмен, зять экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Тимур Кулибаев через Venus Airport Investments B.V. В 2020 году воздушная гавань была продана за 415 млн долларов турецкому холдингу TAV Airports Holding.
По данным Forbes Kazakhstan, аэропорт Алматы на на протяжении многих лет является прибыльной компанией. Согласно официальным данным, Кулибаеву он принадлежал последние девять лет – с апреля 2011 года.
Venus Airport Investment B.V. купила аэропорт Алматы у владевших им на паритетных началах Meridian Capital и SAT Info Systems, «дочки» SAT & Company, контроль в которой принадлежал Кенесу Ракишеву. Но уже тогда почти треть привилегированных акций были у Кулибаева через ТОО «Алмэкс Плюс».