Проблема с нехваткой вагонов для экспорта пшеницы, возможно, нормализуется в ближайшее время. Об этом в интервью корреспонденту Agroqogam.kz рассказал эксперт логистики зернового рынка — вице-президент АО «Астық Транс» Жандос Куанышев.
«На территории Казахстана работает более 10 тысяч хоппер-зерновозов казахстанских собственников, имеет возможность свободно перемещаться и грузиться парк СНГ и РФ. Кроме того, зерно возится в крытых вагонах и контейнерах, их доля колеблется от 15 до 25%. Мы обеспечиваем своих клиентов в рамках своей технической возможности. Сложность в том, что сейчас спрос на перевозки резко увеличился», — говорит вице-президент «Астық Транс».
А увеличился он из-за высокого и, главное, раннего урожая. Часть казахстанского парка, «Астық Транса» и других экспедиторов в сентябре не успела подготовится к активным перевозкам, которые обычно начинались в октябре. Кроме того, повысился спрос на железнодорожные перевозки в Российской Федерации, где собран рекордный урожай, причём цену за аренду вагонов россияне предлагают значительно выгодней.
«Этот вопрос регулируется исключительно рыночными отношениями. В связи с подорожанием рубля, казахстанским собственникам стало выгодно ехать в Россию для того, чтоб зарабатывать в тенге больше», — пояснил Жандос Куанышев.
Но фактическая доходность в сутки заметно отличается от запрашиваемой, потому что если ставка за вагон берется за нормативный срок оборота вагонов, то в среднем вагон используется на 20-50% времени дольше, что значительно снижает прибыльность. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что весной и летом практически половина парка простаивает, что также ложится убытками на экспедиторов.
При этом эксперт не исключает, что уже в ближайшее время ситуация с дефицитом вагонов в Казахстане может улучшиться.
«Россия платит за вагоны больше. Но в России сегодня есть риски увеличения простоев на путях, им нет резона ехать и стоять. Мы наблюдаем увеличение как казахстанского, так и российского парка в Казахстане. Поэтому надеемся, что уже в ближайшее время ситуация с обеспечением вагонов для перевозки зерна улучшится. Но опять-таки, все решает рынок», — заключил Куанышев.
Отметим, что сегодня проблемы со значительным превышением оборота над нормативным (за который и берется тариф) наблюдаются и в Казахстане. То есть имеющимся парком при увеличении сроков доставки груза и его возврата можно перевести меньший объем зерна за один период времени. Тем не менее, экспедиторы сообщают, что все необходимое зерно будет перевезено, с пролонгацией по времени, поскольку возможности сети на сегодня составляют 800 тыс. тонн максимум 1 млн тонн зерна в месяц (при условии улучшения оборота). «Учитывая, что урожай ожидается более 20 млн тонн, а по сети КТЖ в год перевозится в среднем 9-10 млн тонн, за три месяца уходящего года перевезти весь объем нереально», – говорится в официальном ответе АО «Астық Транс».
Ранее сообщалось, что из-за нехватки вагонов казахстанские фермеры столкнулись с проблемой реализации урожая. Если раньше пшеница уходила с молотка за несколько часов, сегодня многие владельцы хозяйств вынуждены ждать неделю.
Меруерт Шакенова,
Астана
Agroqogam.kz