Почему казахские батыры боялись свадебного обряда?

Фото: фейсбук

Исследователь казахской мифологии, писатель, киносценарист, кандидат философских наук Зира Наурызбай на своей странице в фейсбуке рассказала о древнем казахском свадебном ритуале, в ходе которого жених был обязан кланяться перед всеми женщинами-родственницами невесты и самой суженой. По словам ученой, этого ритуала батыры боялись больше, чем ристалищ на полях сражения.

«Жених «прячется» около аула во время ұрын бару («тайной» поездки в аул невесты), а его свита отправляется в аул передать кәде. Если они приняты, то «Версты за две (от аула невесты) ставится шатер, куда заблаговременно стекаются из окрестных аулов женщины, приглашенные для встречи жениха. Когда женщины выходят навстречу жениху, он и его свита должны спешиться, и когда те подойдут к ним близко, жених, опустив руки, низко кланяется, что называется тәжім. Потом ближайшая родственница невесты берет его за руку и вводит в сопровождении свиты в поставленный шатер…», писал Ыбрай Алтынсарин в исследовании о свадебных обычаях казахов», – пишет Зира Наурызбай.

В юрте по обычаю жених кланяется каждой родственнице невесты.

«Этот момент изображен на фотография из «Туркестанского альбома». Альбом был создан в 1860-е годы по распоряжению генерал-губернатора К.П.фон Кауфмана. Каждая публикация фото в соцсетях вызывает бурные комментарии, мужская часть обычно возмущается, считает фото поддельным или постановочным. Впрочем, Алтынсарин отмечает, что это уже в его время, в середине 19 века, тәжім жениха был исчезающим обрядом, который «смышленые ордынцы» старались избежать. Все возрастающее мужское эго заставило забыть древний обычай, хотя иногда появляются видео с подобным обрядом из южного региона», – продолжает исследовательница.

В многотомной энциклопедии «Қазақтың этнографиялық категориялар, ұғымдар мен атауларының дәстүрлі жүйесі» пишется: жених также кланялся невесте при первой встрече и трижды в первый визит в дом к тестю. Причем жених кланялся глубоко, должен был достать рукой до земли, а разгибаться медленно.

Историк 19 в. Курбангали Халиди приводит слова батыра Барака о поездке урын: «Қалың жаудың ортасында қалып та қорыққан жоқ едім, күйеулеп барғанымда қатындардың жиылып келуін көріп, көңілім сескенді, өйткені дұшпанмен қарсыласу мүмкін, ал қатындарға өз рәсімі бойынша мойынды иіп тұрудан өзге шара болмай, егер бір сылтау тауып, ұрса не етесің».

«Надо возрождать этот обычай, как считаете?» – риторически спрашивает Зира Наурызбай.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.