
Об этом в интервью корреспонденту qogam-media.kz заявил председатель ОЮЛ «Казахстанская ассоциация энергоснабжающих организаций» Сергей Агафонов, отметив, что это цифра голословная и ничем не подтверждается.
Напомним, с 1 января 2024 года бюджетные организации не смогут напрямую заключать договоры с гарантирующим поставщиком электроэнергии. Вследствие этого регулируемые поставщики энергии могут потерять контракты с бюджетными организациями, за счет которых обеспечивается более низкий тариф для физических лиц.
«Тариф на электроэнергию будет расти постепенно, в том числе в связи с отказом от дифференциации по группам потребителей. И здесь важно понимать то, что дифференциация – это исключительно популистская мера и население, якобы экономящее на электроэнергии, все равно «доплачивает» за нее, когда приобретает товары и услуги у юридических лиц, которые покупают «дорогую» электроэнергию. Аналогичная ситуация с высокими тарифами на электроэнергию для бюджетных потребителей – вместо того, чтобы строить детские сады и школы, развивать социальную сферу, бюджет РК субсидирует стоимость электроэнергии для всех, «без разбора» – и для тех, кто живет в дорогих коттеджах и для тех, кто действительно нуждается.
При этом, решение есть, оно очень простое и никакой отсрочки до 2030 года не требует: госзакупки электроэнергии должны осуществляться исключительно через конкурсы, а сэкономленные в результате этого средства (а это миллиарды тенге, поскольку цена для бюджетных организаций сразу снизиться в 2 – 2,5 раза) необходимо направить на адресную помощь действительно нуждающимся, а таких не 100%, как сейчас по факту, а около 15%.
И КАЗЭСО будет продолжать методично доносить свою позицию до уполномоченных органов: вместо того, чтобы через дифференциацию продолжать искажать рынок электроэнергии и, тем самым, препятствовать развитию конкуренции на нем, необходимо точечно помогать действительно нуждающимся людям.
Проблем в электроэнергетике у нас много и в первую очередь – это дефицит электроэнергии. Казахстан впервые с момента обретения независимости стал энергодефицитным и зависимым от «чужого» импорта электроэнергии. И это очень прискорбно! Не случайно Президент уделил этому аспекту значительное внимание в своем Послании-2023. В ближайшие 5 лет предполагается ввести около 14 ГВт, а это будут и ВИЭ и от угольной генерации, мы пока полностью не откажемся.
Что касается непосредственно ВИЭ, то интерес к ним до сих пор такой же ажиотажный, как и ранее. Чего только стоит тот факт, что на одном из последних аукционов на строительство ГЭС участники в результате конкурентной борьбы снизили тариф более, чем в 2 раза. Поэтому у ВИЭ в Казахстане не просто большие перспективы, возможно, что через какое-то время оно получит безальтернативное развитие.
Со строительством АЭС в Казахстане пока очень большая неопределенность и, в первую очередь, необходимо дождаться результатов референдума, объявленного Президентом. Не секрет, что для казахстанского общества, столкнувшегося в свое время с негативным влиянием Семипалатинского полигона, это очень чувствительный вопрос. Что же касается вклада АЭС в устранение дефицита электроэнергии, то здесь тоже не все так однозначно, судите сами:
- за 5 лет мы планируем ввести 14 ГВт;
- АЭС будет строиться не менее 12 лет и даст нам всего 2,4 ГВт.
Пока выглядит как дорогая и небезопасная «игрушка».
Но в любом случае необходимо дождаться результатов референдума, а уже потом обсуждать возможные параметры АЭС», — подытожил Сергей Агафонов.
Ксения Кожабаева,
qogam-media.kz