Сельский учитель из Темирского района много лет занимается возрождением казахского прикладного искусства, изготавливает из кожи посуду, кнуты и другие изделия. Сырье он собирает в поселке во время заготовки согыма: шкуры сельчане выкидывают, их нигде не принимают. Джакибаев расширяет мастерскую, учеников все больше, передает корреспондент Agroqogam.kz.
«Я родился и вырос в селе Шубаркудук. Это поселок в Темирском районе, где в основном занимаются животноводством, кроме этого добывают нефть, — рассказывает Нуран Джакибаев. – Я окончил техникум и университет, по специальности «Мастер производственного обучения и преподаватель изо». С 80-х годов работал учителем труда в школе №4 Шубаркудука, сейчас преподаю в школе-гимназии №1, где когда-то учился сам.
Я давно интересовался казахским прикладным искусством, технологией изготовления изделий из кожи, начинал с организации кружка для детей. Учился я по материалам известного казахстанского мастера Даркембая Шокпарова. У него было много публикаций по технологии, и я это все собирал. С сырьем проблем не было. Шкуры в поселке есть всегда. Их никуда не принимают, поэтому найти их не составляло труда. Растения-красители есть в степи. Как раствор для выделки шкур используют айран, он тоже есть.
Сейчас кожевенное ремесло это не только увлекательная тема для изучения на уроках изо или кружок – мы с детьми осваиваем его как направление бизнеса, средство получения дохода. Я открыл ТОО. В своей небольшой мастерской мы с детьми изготавливаем торсыки, камчи, коржыны и другие изделия из кожи, их выставляли в ОАЭ, Индии, Турции, Бельгии, России, Узбекистане, Азербайджане. Интерес к ним большой.
Из одной шкуры крупного рогатого скота получается 10 торсыков, каждый стоит от 20 до 40 тысяч тенге, или до 15-20 камчей, они стоят 8-10 тысяч тенге в зависимости от формы плетения и длины. То есть изделия из шкуры животного могут по цене превысить стоимость его самого. Мы используем шкуры лошадей, коров, верблюдов и коз. Такие изделия не теряют своей ценности. Конечно, шкуры разных животных имеют свои особенности. По своим физико-техническим свойствам лучше всего шкуры верблюдов. Такой материал хорошо растягивается. К тому же, шкуры верблюдов отличаются текстурой, это придает изделиям особый вид. На втором месте по качеству шкуры коров, после них идет козлина, из которой раньше изготавливали ичиги, хромовые сапоги, а также камчи. Овечью шкуру в основном использовали для пошива одежды.
Выделка, покраска шкур — процесс очень долгий и трудоемкий. Все делается вручную. На обработку одной шкуры уходит до 20 дней. Сначала ее моют и чистят, потом погружают в раствор из айрана, снова чистят, красят. В апреле я купил 100 литров айрана, 60 литров уже использовал, этого хватило на 3 шкуры. Шкуры держим в растворе в казане, каждый день этот раствор надо перемешивать. Потом чистка и сушка. В прошлом году нам хватило 10 шкур для работы. Изготовление изделий тоже долгий процесс. Много шкур мы не берем, мастерская у нас небольшая. Сейчас я строю новую.
Покупают наши изделия, как местные жители, так и иностранцы. Больше 30 лет я этим занимаюсь, и спрос не снижается. Сейчас изделия прикладного искусства широко используют для оформления кафе, ресторанов, других общественных мест, к нам с заказами обращаются дизайнеры. Камчи часто покупают те, кто держит скот».
На предприятии Нурлана Джакибаева трудятся его ученики, школьники уже зарабатывают свои деньги. Есть выпускники, которые открыли свое дело, они также занимаются прикладным искусством. Торебек Ашыкбаев изготавливает изделия из дерева, у него есть свой мебельный цех, Мурат Тауекелов – индивидуальный предприниматель, занимается скульптурой из камня.
Желающих поучиться у мастера все больше. Нурлан Джакибаев охотно делится с ними своими знаниями.
«Если в селах будут заниматься казахским народным ремеслом, такое дорогое сырье, как кожа, не будет валяться, его не будут сжигать, оно пойдет в дело, а у фермеров будет дополнительная прибыль», — говорит мастер и учитель.
Айгуль Куандык,
Актюбинская область
Agroqogam.kz