В Кызылординской области часто проходят выставки народных промыслов. В специализированных магазинах в большом количестве можно увидеть казахскую одежду, предметы быта из серебра, железа, дерева, шерсти, шкуры и кости и ювелирные изделия, передает корреспондент Agroqogam.kz.
Карлыгаш Ильясова – известный в Казахстане мастер прикладного искусства. Она мечтает возродить ковроткачество. На казахские национальные ковры всегда есть большой спрос, как на внутреннем рынке, так и у иностранцев. Карлыгаш Ильясова обила все возможные пороги в надежде выбить деньги на открытие центра ковроткачества, пока тщетно. 12 лет назад она создала областной центр ремесленников. За это время у нее научились шить национальную одежду сотни талантливых девушек и женщин.
«Прикладное искусство нужно монетизировать и налаживать постоянный сбыт своих изделий. Ведь не сошьешь один только красивый камзол или чапан и все. Нужно их сшить, продать, купить еще материал, снова сшить, при этом продать с выгодой. Но получается не всегда. Спрос носит сезонный характер. С весны до осени наступает время свадеб, поэтому суетятся невесты, подбирая национальное платье на узату той, ходят будущие кудалар в поисках красивых чапанов для подарков, приданого для дочерей», — говорит Карлыгаш Ильясова.
В свадебный сезон у мастериц много работы и можно заработать. Зимой свадеб и различных торжеств проходит меньше. Ажиотаж случается на Наурыз, Новый год, но в последние два года и в эти даты не всегда есть хороший спрос. Причина еще и в том, то сейчас множество магазинов предлагают торговлю через банки, рассрочки, то есть работают за безналичный расчет.
«Необходимо создавать новые эскизы, подобрать материалы, фурнитуру, закупить все эти материалы, оборудование. На это нужны деньги и немалые. Начинать дело можно хотя бы с одного миллиона тенге – купишь немного ткани и швейную машинку, оверлок. Процесс производства не должен останавливается, чтобы всегда был ассортимент – это и красивая одежда, и убранство для дома, для юрты, поделки и сувениры. Поэтому стараемся привлекать клиентов через Инстаграм, чтобы были покупатели со всей республики. Но в основном это разовые заказы, и стабильного сбыта на них не построишь», — продолжает мастерица.
Как рассказывает моя собеседница, в месяц она сможет шить примерно 10 национальных платьев и от двух до пяти комплектов приданого. Все вышивает вручную. Ткани в Казахстане дорогие — нет своей легкой промышленности, поэтому швеи покупают турецкие, индийские, китайские, арабские. Цены на них от 5-6 тысяч тенге за метр. А на самое скромное национальное платье нужно не менее 3-4 метров ткани. Для украшений нужна фурнитура – это бисер, камни, пайетки, бусинки. Их ассортимент в Кызылорде скуден, поэтому приходится их закупать в Алматы, Шымкенте, Астане. А это дополнительные расходы, которые влияют на конечную цену изделия.
Изделия от войлока делаются из верблюжьей шерсти, но и она дорожает. Конкретные расчеты затрат наша собеседница не представила, но сказала, что с учетом всех расходов мастерицам остается примерно 30% от заказа.
Карлыгаш Ильясова рассказывает, что сейчас существуют гранты со стороны государства. Объединение получало гранты на обучение аулчанок народным промыслам, но не такие большие.
Однажды мастерица подала на грант на 500 тысяч тенге для пошива национальных сумок. Но в отделе предпринимательства даже не рассматривали её прошение. Она поняла это потому, что она подавала заявку на изготовление сумочек, а чиновники письменно ответили, что на пошив платьев не могут выдать денег. В другие разы отказы тоже были, но были и предложения от неких лиц, которые предлагали свои услуги в написании бизнес-планов и гарантировали 100% получение. Таким образом, без связей среди тех, кто выдает помощь от государства, нельзя получить ни один грант.
Табигат Турсынбаев несколько лет назад взял кредит в 4 миллиона тенге, чтобы купить оборудование и станки для ювелирного дела. За три года он выплатит банку более 6 миллионов тенге.
«Начать ювелирное дело без станков и оборудования невозможно. Поэтому я пошел на риск. На станке можно изготавливать ограниченные виды изделий. Но через некоторое время придется покупать новый, так как наряду с национальными украшениями нужно создавать и современные. Поэтому нужно постоянно вкладываться, зарабатывать, а для этого нужен стабильный сбыт. И это пока самая большая проблема для всех ремесленников», — рассказывает Табигат Турсынбаев.
Табигату всего 27 лет. Умеет делать браслеты, цепочки, серьги, кольца, мужские перстни, колье. Свои украшения он уже отправляет в брендовые магазины Астаны, есть свои клиенты в Кызылорде.
Раньше казахские зергеры передавали свое мастерство по наследству. Больше всего они делали женские ювелирные украшения. Браслеты создавали методом холодной и горячей ковки, вырезали из серебряных пластинок, плели из серебряной проволоки или методом дутья. Самые популярные и интересные были такие казахские украшения, как «Отау жүзік» — юрта– перстень, «Құс мұрын» – символ свободы и независимости, «құдағи-жүзік» («кольцо сватьи»), накосные подвески – «Шашбау». Орнаменты на изделиях были разные, много было в виде зверей, птиц, могучих деревьев, мифических существ и воинов.
Один из наиболее опытных ювелиров, который владеет всеми казахскими стилями — 70-летний Кудайберген Кулмамбетов. Он мастер в четвертом поколении, потомок известного рода мастеров ювелирного дела. Свои изделия его предки продавали не только в Приаралье, но и в царской России. В годы коллективизации семья его отца подверглась гонениям.
Использует он для своих изделий не только серебро и золото, но и дерево, рога домашних животных. Он даже смастерил домбру из костей.
«Я был 19 ребенком в семье. До меня было у моих родителей 18 дочек. Поэтому я стал единственным наследником своего отца, он научил меня ювелирному делу. Со временем, после того, как я стал принимать заказы, стал участвовать в выставках. С 1970 года у меня было 39 различных выставок, был принят в Союз художников Казахстана, открыл частное предприятие «Мұрагер». Мои изделия выставлены в музеях республики, часто их покупали для частных коллекций за рубежом. О моем творчестве снято два документальных фильма», — рассказывает К. Кулмамбетов.
Мастер-универсал делает еще и металлические, деревянные и кожаные предметы быта, посуду, музыкальные инструменты, седла и сбруи, сувениры. Он использует 30 различных узоров из металла, которые отец изготавливал в кузнице. Они ему достались в наследство. Каждый из этих узоров имел свое название: след верблюжьего копыта, птичье крыло, купол, двойное сердце. Но главная его фишка – это женские украшения из серебра. По этому поводу Кудайберген приводит слова своего туркменского коллеги: «Если на этом свете будет хоть одна женщина, ювелирное дело не угаснет».
«Казашки всегда любили украшения, носили их много, навесив на шею, вплетая в волосы. В разных регионах они были различными, поэтому по украшению женщины или девочки можно было узнать, откуда она. Если девочкам покупали недорогие украшения, то девушки на выданье и взрослые женщины носили дороже — массивные перстни, надетые на два пальца — «құдағи жүзік» (кольца свах). Наши ювелиры использовали штамповку, гравировку, чеканку, зернение, обрамление сканью, насечку, чернение. Все их я использую в своей работе», — продолжает мой собеседник.
Мастер полон творческих идей. Но он сетует на то, что молодых зергеров очень мало. Кому можно будет передать свое искусство? И он понимает, что найти желающих для этого непросто. Ведь не только нужно создать украшение, но и найти ему покупателя. Для этого нужно использовать все современные способы – от соцсетей до обучения маркетингу и созданию целой команды продавцов, мастеров, художников и других должностей. Не каждый может заниматься и искусством и бизнесом одновременно.
«В советское время было проще ювелирам, так как у них в своей местности не было конкурентов. Кто хотел какую-то уникальную вещь, шли только к ним. В основном люди носили скромные украшения. И почти никто не носил казахские серьги и кольца, стеснялись, что их будут обзывать аульными, как было принято в то время. Все хотели носить современные по тем временам и заводские серьги и кольца. Только наши бабушки донашивали свои или заказывали у нас», — продолжает ювелирных дел мастер.
В тот советский период и было утрачено национальное казахское искусство. Интерес к нему возвратился только с установлением независимости Казахстана. С того времени мастер нередко ездил по аулам, искал ребят, которые хотят стать ювелирами, приглашал их в свою мастерскую. Даже видео уроки у него есть, которые он сам записал для обучения. До сих пор он всем желающим начать это дело, рассказывает здесь об искусстве, показывает, как создаются те или иные изделия. У него есть серьезные ученики, это Шайхислам Магауяулы и Курмангазы Бектурсынов. Они свои изделия уже возили на международную выставку «ЭКСПО-2017», где получили высокую оценку.
«Нужны наследники ювелирного искусства и я надеюсь, что на нашей земле Сыра их будет немало. Несмотря на проблемы, мы стараемся сохранить часть нашего национального достояния, ведь это наша культура, история, и наше будущее», — заключает ювелирных дел мастер.
Мира Жакибаева,
Кызылординская область
Agroqogam.kz