Запчасти к топливной аппаратуре стали дефицитом для казахстанских аграриев. Многие не исключают серьёзных проблем во время посевной. Дело в том, что многие комплектующие к российской и белорусской технике перестали завозить в Казахстан, передаёт Agroqogam.kz.
«Не все запчасти, даже российского производства, есть у поставщиков. Они говорят, что те запчасти и комплектующие, которые идут в РФ на военно-промышленный комплекс, под запретом на вывоз с территории России. Болты, гайки, резина, этого всего хватает. А именно запчасти к топливным аппаратурам, турбокомпрессоры, поршневые, везут то, что им можно вывезти. А по факту нам надо немного другое», — рассказал фермер Еркен Казыбаев.
Сложившийся с осени прошлого года дефицит уже обернулся значительным подорожанием.
«Допустим, если раньше сцепление на Беларусь стоило 180 тысяч, то осенью мы его покупали за 400 с чем то тысяч. В два с половиной раза подорожало, это официально привезённое. Ну и резина тоже подорожает сейчас. Мы ищем, заказываем. В любом случае будут искать окольными путями», — делится руководитель крестьянского хозяйства.
Ситуация не намного лучше с дизельным маслом, которое выросло в цене в несколько раз.
«Дизмасла для постсоветской техники у нас с России приходят, на «Кировцы», трактора «Вектор», комбайны «Беларусь». В последнее время мы начали переходить на синтетику, чтобы увеличить их ресурсы.
Ну а с этой ситуацией полусинтетика очень дорогая стала. Уже двухлитровыми бочками заказываем. Зимой мы зимнее масло используем. Оно тоже очень дорогое, 1300 тенге литр, 6 тысяч канистра. А так доходит до 3-5 тысяч масла», — говорит Еркен Казыбаев.
Ранее мы писали о том, что доступность техники падает из-за того, что целый ряд поставщиков уже поменяли маршрут на южный.
«Это поставки через Грузию (Поти), Азербайджан и дальше на Актау, потом распределение по Казахстану. Но проблемы будут только нарастать, так как там много «узких горлышек». И рынок ещё будет сталкиваться с проблемой доступности, своевременности техники: хоть комплектующие, хоть готовая, они все идут дольше, дороже, и с рисками заторов», — прокомментировал эксперт Зернового союза Казахстана Тлек Бекбасаров.
Меруерт Шакенова
Agroqogam.kz