Вице-премьер – министр финансов Ерулан Жамаубаев назвал нецелесообразным снижение акциза на дизельное топливо в период посевной и уборки урожая, передает корреспондент агентства.
«Снижение размера ставки акциза на дизельное топливо на период весенних и осенних полевых работ считаем нецелесообразным», — сообщил Жамаубаев, отвечая на запрос депутатов мажилиса от Народной партии Казахстана.
По его словам, в рамках реализации пункта 42 плана мероприятий по реализации поручений главы государства, данных на заседании мажилиса от 11 января 2022 года, в части введения акцизов на продукцию нефтегазовой отрасли с недопущением роста цен для конечного потребителя принято соответствующее постановление правительства.
«В 2021 году выросли цены на бензин и дизельное топливо (бензин – более чем на Т30, дизельное топливо – более чем на Т60). Увеличилась маржа производителей и посредников. В то же время, ставка по акцизам не изменилась. Постановлением Правительства ставки акцизов на бензин увеличены на Т10 за литр, дизельное топливо на Т20 за литр. При этом, исключена дифференциация ставок из-за сезонности», — добавил глава минфина.
По его словам, до принятия постановления Правительства действовали следующие ставки акцизов на дизельное топливо:
- оптовая реализация производителями (июль-ноябрь) – Т9300/тонна;
- оптовая реализация производителями (декабрь-июнь) и импорт – Т540/тонна;
- розничная реализация производителями (июль-ноябрь) – Т9360/тонна;
- розничная реализация производителями (декабрь-июнь) – Т600/тонна.
- оптовая реализация производителями и импорт – Т35 726/тонна;
- розничная реализация производителями – Т35 786/тонна.
«Согласно данным информационно-аналитических агентств, отпускные цены на дизельное топливо крупных поставщиков нефти (ТОО «PETROSUN» и АО «НК «КазМунайГаз») увеличились на Т10-15 тыс./тонна или Т8-12/литр. Аналогичный рост наблюдается и у других поставщиков нефти. Увеличение ставок акцизов при регулируемых розничных ценах снизило рентабельность поставщиков нефти и недропользователей, а также посредников нефтепродуктов в пользу бюджета. При этом установленные правительством предельные розничные цены остались без изменений, а цены на дизельное топливо на весенне-полевые работы для сельхозтоваропроизводителей не повышались», — заверил Жамаубаев.
Как заявил вице-премьер, «в конкурентной среде уровень рыночных цен на подакцизные нефтепродукты зависит не только от размера ставок акцизов, а также от количества посредников и размера их торгово-сбытовых надбавок, с учетом соотношения внутренних цен с мировыми».
«Ежегодно по заявке министерства сельского хозяйства по согласованию с акиматами регионов для проведения посевных и уборочных работ министерством энергетики выделяется 800-850 тыс. тонн дизтоплива с фиксированной ценой на 10-15% дешевле рыночных цен на АЗС», — уверяет министр.
По данным главы минфина, «для проведения посевных и уборочных работ в 2022 году (на период февраль-октябрь) выделено 823,5 тыс. тонн дизтоплива (776,5 тыс. тонн в 2021 году; 782 тыс. тонн в 2020 году) со средней фиксированной ценой на 10-15% дешевле рыночной цены на АЗС».
«Обеспечение гарантированных объемов дизтоплива по фиксированной цене позволяет аграриям провести своевременные агротехнические работы в оптимальные сроки», — отметил Жамаубаев.
В целях недопущения дефицита горюче-смазочных материалов, добавил он, принят совместный приказ министерств энергетики, финансов, внутренних дел и комитета национальной безопасности.
«Приказом предусмотрено введение запрета сроком на шесть месяцев на вывоз с территории страны автомобильным транспортом бензина, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов. Исключением составляет вывоз ГСМ в бензобаках, предусмотренных заводом-изготовителем автомобильных транспортных средств, а также в отдельных емкостях объемом не более 20 литров», — уточнил вице-премьер – глава минфина.
Он добавил, что «в рамках комплекса мер по контролю и снижению уровня инфляции на 2022-2024 годы реализуются мероприятия, направленные на обеспечение наличия дизельного топлива на внутреннем рынке».
«В частности, приняты меры по увеличению загрузки Шымкентского нефтеперерабатывающего завода с 5,1 до 6 млн. тонн. Эти меры направлены для большей выработки светлых нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо и авиатопливо). Таким образом, реализуемые мероприятия позволят постепенно стабилизировать цены, обеспечить потребности сельхозотоваропроизволителей, повысить конкурентоспособность отечественной продукции, а также сохранить баланс на рынке ГСМ», — уверяет Жамаубаев.
Источник: КазТАГ