Почему темп строительства школ в республике никак не угонится за ростом населения? Сколько еще их нужно построить, чтобы искоренить трёхсменку? Какой регион является «главным роддомом Казахстана» и наиболее остро ощущает нехватку ученических мест? Разбирались накануне нового учебного года корреспондент Qogam—media.kz и исследователь демографической статистики Максат Имандосов.
— Максат, недавно вы написали в фейсбуке, что только в Актобе в ближайшие два года построят 24 новые школы, и это не считая области в целом. Какова динамика ввода новых школ в вашем городе за последние 5-10-20 лет? Как она менялась?
— Согласно официальной информации, которую публикует местная пресса, в ближайшие два года в Актобе построят 24 новые школы. Чтобы был понятней масштаб предстоящего строительства, нужно уточнить, что на данный момент в городе насчитывается всего 99 общеобразовательных школ – как государственных, так и частных. Таким образом, за два года количество школ в областном центре увеличится на четверть! Для сравнения, в соседнем Оренбуржье (не в областном центре, а во всем регионе) за предстоящие три года будет построено лишь семь школ. А в Актюбинской области за ближайшие два года появятся 44 школы. Чувствуете разницу?
Пик строительства школ в Актобе пришелся на время, когда акимом региона был Бердибек Сапарбаев, то есть на 2015-2019 годы. В один из годов в центре региона было построено сразу десять школ. В тот год, как я помню, к нам приезжала делегация управления образования Оренбургской области. Они были очень удивлены этому факту.
Потом пошел естественный спад. Но зато активно возводят «пристройки» к существующим школам. Так, только в этом году в Актобе строятся корпуса к пяти учебным заведениям. Пристройка к пристройке рознь, как вы понимаете. Есть небольшие, средние. Я сам видел просто огромную пристройку размером чуть меньше основного учебного корпуса.
В последние годы в нашем городе стали меньше строить, но сами школы стали больше. И в предстоящие два года многие школы, которые будут сданы в эксплуатацию, будут крупноразмерными – из расчета почти в 2000 учащихся в одну смену или 4000 учеников в две смены.
— Какова ситуация со строительством новых школ в других регионах Казахстана? Где строят больше, а где меньше всего?
— Картина во всех регионах практически одинакова – спрос на школы очень высок. В Костанае, Кокшетау, Петропавловске, Павлодаре, возможно, Усть-Каменогорске, Семее потребность не столь высока, как в других областных центрах. Хотя я встречал информацию, что даже в Павлодаре, где не наблюдается демографический бум, тоже все школы уплотнены, то есть учеников больше, чем предусмотрено паспортной мощностью. Об остальных областных центрах, особенно южных и западных, и говорить нечего. Уральск, Атырау, Актау, Кызылорда – там очень высокий спрос на ученические места из-за двух ключевых факторов: высокой рождаемости и высокого миграционного прироста.
Ну и уже притчей во языцех стала ситуация в наших городах-миллионниках – Алматы, Астане и Шымкенте. Аким Астаны недавно сообщил, что в ближайшие два года в столице будет построено сорок школ. И этого недостаточно! Потому что Астана и Алматы растут как за счет высокой рождаемости, так и за счет очень высокого миграционного прироста. По мере того, как эти 40 школ будут построены, нужно будет строить еще и еще.
Есть еще один фактор, который тесно взаимосвязан с демографией. Дело в том, что в Астане и Алматы строят просто безмерное количество жилья. А что такое ввод жилья в таких огромных объемах? Это автоматически подразумевает, что люди будут туда переселяться со всей страны. Естественно, будут нужны дополнительные школы. В двух столицах не успевают строить школы от слова «совсем». В Астане в этом году построят три миллиона квадратных метров жилья. Это всего лишь в два раза меньше, чем в 13-тимиллионной Москве, представьте себе.
Третьим городом и, мне кажется, с самой большой нехваткой школ является Шымкент. Этот мегаполис вместе с Туркестанской областью можно назвать «главным роддомом Казахстана». Больше 22% всех детей страны рождается именно там. В прошлом году в Шымкенте было построено около 50-ти школ, по-моему. Это несколько выравнило ситуацию, но нужно учитывать, что это самый быстрорастущий город республики, там просто колоссальный рост рождаемости. Причем там нет практически миграционного притока. Наоборот, в различные периоды наблюдался отток населения в другие регионы. Там школы еще строить, строить и строить. К тому же, после получения статуса миллионника в Шымкенте значительно выросли объемы строительства жилья. И такая тенденция будет сохраняться в ближайшие годы, это точно.
— Как меняется количество школ по языку преподавания? В 80-е годы, насколько я помню, в Актобе была только одна чисто казахская школа…
— Точных цифр не приведу, поскольку сайт Нацагентства статистики пока не выдал свежих цифр. Но даже и без официальной статистики очевидно, что доля школ с казахским языком обучения растет и будет расти. В прессе мелькала информация о том, что в этом году 70 или 75% первоклассников идут в казахские школы. Как расклад изменится в ближайшие годы, сказать сложно. У нас много школ с русским языком обучения, поэтому проблем с тем, на каком языке обучать ребенка, в Казахстане нет.
— Увеличение количества школ напрямую связано с демографической ситуацией в стране. Какова она сейчас, на какие тренды следует обратить внимание, на ваш взгляд?
— Нужно учитывать прежде всего демографические факторы, и в городах, где высокая рождаемость, высокий миграционный прирост, строить больше школ. И строить быстрее. В той же Астане 25-тиэтажные «человейники» растут как грибы после дождя, а строительство школ запаздывает. То есть все объекты соцкультбыта: школы, поликлиники, транспортную, коммуникационную инфраструктуру строить нужно одновременно, а не порознь.
— Тем временем, Казахстан все еще борется с трехсменным обучением…
— Если подходить с научной и практической точек зрения, обучение в школах должно быть односменным. Это оптимально как для учеников, так и для педагогов. В развитых странах мира процесс обучения построен именно так.
Ядвига Панибрат,
Астана – Актобе – Астана
СПРАВКА QM
- Дефицит ученических мест в Казахстане составляет 270 тысяч, количество трехсменных школ – 143, аварийных – 52, имеется свыше 300 саманных и деревянных школ.
- В текущем году планируется строительство порядка 400 полностью укомплектованных необходимым оборудованием школ на 842 тысячи ученических мест.
- Результаты международных исследований показывают, что уровень знаний казахстанских школьников отстает от среднего показателя стран ОЭСР. Все еще существует разрыв качества знаний между городом и селом.
- По качеству знаний Мангистауская, Атырауская, Кызылординская, Туркестанская и Алматинская области показывают низкие показатели по сравнению с республиканскими.
- В стране имеется дефицит более 4 тыс. педагогов.
МЕЖДУ ТЕМ…
Комитет РК по обеспечению качества в сфере образования сообщает:
35 школ в Казахстане могут не успеть отремонтировать к началу учебного года.
В 250 школах страны идёт капитальный ремонт, из них 90 – по программе «Ауыл ел бесігі». Также обновили 506 школ. В 107 из них завершили текущие ремонтные работы.
В этом году в школах страны планировали открыть не менее 1000 современных кабинетов робототехники, химии, биологии, физики, STEM. По информации управлений образования, уже открыли 307 кабинетов.