КТЖ нужно повышать тарифы, чтобы покрыть свои долги – премьер

Коллаж: Курсив

Астана. 21 марта. QOGAM-MEDIA.KZ – У «Казахстан Темир Жолы» образовался долг в размере 2,9 трлн тенге.

Чтобы его покрыть, компания хочет повысить тарифы на перевозку грузов в несколько раз. Это скажется на отечественных экспортерах, за счет которых планируется погасить задолженность нацперевозчика, заметили депутаты. Они обратились к премьер-министру с просьбой не повышать тарифы КТЖ. Однако Олжас Бектенов считает, что компания все делает верно, сообщает газета «Курсив».

КТЖ подал в Миннацэкономики заявку на повышение ценовых пределов (коэффициентов, на основе которых рассчитываются тарифы) на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) для экспортеров в 3,89 раза в 2024 году и в 4,42 раза – в 2025 году.

Благодаря такому увеличению тарифа компания планирует получить доход в размере 535 млрд тенге вместо утвержденных 137 млрд тенге. Из них 179,6 млрд КТЖ намерен направить на погашение своего долга.

С другой стороны, повышение тарифа вызвало обеспокоенность у экспортеров. У них появляются риски снижения конкурентоспособности, потери рынков сбыта и остановки их производств. Как раз на это и обратили внимание депутаты.

«Логика столь кратного повышения тарифов выглядит довольно странно ввиду последних заявлений руководства КТЖ о четырехкратном росте прибыли компании за предыдущий год к уровню 2022 года, а также о принятых решениях о предоставлении скидок на транзит грузов иностранных отправителей по территории Казахстана на 2024 фрахтовый год», – заявили мажилисмены в своем депутатском запросе.

«Унифицированный тариф Казахстана является самым низким по сравнению со странами ЕАЭС и СНГ (с Российской Федерацией – в 2,2, с Белоруссией – в 1,6 и Кыргызстаном – в 2,4 раза меньше), что делает его выгодным для экспортеров и соседних стран, импортирующих сырье по низким железнодорожным тарифам. Это привело к тому, что в 2023 году размер полученного убытка КТЖ составил 329 млрд тенге, из них 172 млрд тенге от перевозок грузов горнорудного сектора», – парировал Бектенов.

Он добавил, что та прибыль, которую КТЖ получает за счет транзитных перевозок, уходит на покрытие убытков, связанных с тарифом МЖС. В то же время КТЖ также с 2010 года берет кредиты на строительство и реконструкцию железных дорог. Повышение тарифа позволит снизить долговую нагрузку нацперевозчика. При это правительство учитывает интересы и экспортеров.

«В целях поддержки отечественных производителей предлагается довести тариф до уровня окупаемости для сырьевого экспорта, не затрагивая товары среднего и высокого переделов. В этой связи приостановление действия приказа Миннацэкономики «О внесении изменений и дополнений в Правила формирования тарифов» считаем нецелесообразным», – заявил Бектенов.

Речь идет о приказе, который позволил КТЖ увеличить тариф для покрытия своих убытков.

Всего у «Казахстан темир жолы» образовался долг в размере 2,9 трлн тенге. Председатель компании Нурлан Сауранбаев в кулуарах сената рассказал, что компания планирует погашать долги за счет повышения тарифов.

С 2016 года железнодорожные тарифы на перевозки грузов в Казахстане выросли более чем в 2 раза. Только в 2023 году железнодорожные тарифы на перевозки грузов повышались трижды (тариф МЖС – на 33%, локомотивная тяга – на 11,4%). В 2024 году состоялось повышение МЖС на 5%, дополнительно заявлено повышение тарифа на локомотивную тягу на 35%.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.