Кризис на казахстанско-китайской границе: борьба с серым импортом грузовых автомобилей

В 2015 году в Казахстане вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», требующий соответствия грузовых автомобилей экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5. Этот стандарт обязателен для всех грузовых транспортных средств, чтобы снизить вредные выбросы в атмосферу. Но, по информации Фонда-бюро расследования коррупции, на казахстанско-китайской границе в апреле 2024 года обнаружили десятки китайских грузовиков, не соответствующих экологическим и техническим стандартам, а также схемы незаконного ввоза техники на территорию Казахстана, передаёт Orda.kz.

Владельцы грузовиков использовали транзитные маршруты, а документы, подтверждающие соответствие колёсной техники, ввозимой в страны Таможенного союза, требованиям безопасности и экологическим стандартам, оказались сфальсифицированными. Незаконно оформляются свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), неправомерно используются одобрения типа транспортного средства Таможенного союза (ОТТС). Также были случаи установки муляжей баков с мочевиной Adblue, призванных обмануть проверяющих.

По словам главы агентства мониторинга и анализа авторынка (АМААР) Артура Мискаряна, в ситуации с поставками грузовых автомобилей из Китая в Казахстан речь идёт об «открытом окне», через которое в нашу страну поставляется техника, которая, с одной стороны, не соответствует техническому регламенту, а с другой стороны претерпела конструктивные изменения в кустарных условиях.

Подобные нарушения фиксируются не первый год, и относительно недавний опыт показал, что контролирующие органы имеют необходимый набор инструментов для прекращения серых поставок. 

«Недавний опыт, но с легковыми автомобилями показал, что толерантность к нарушениям правил ввоза довольно быстро приводит к возникновению другой проблемы: на дорогах эксплуатируются десятки тысяч автомобилей, не соответствующих техрегламенту и экологическим требованиям, то есть речь идёт о возрастании угрозы дорожной и экологической безопасности», — подчеркнул эксперт.

Как говорит глава АМААР, другая часть рынка, представленная отечественными производителями, а также официальными импортёрами, работает в соответствии со всеми требованиями: как со стороны отраслевого регулятора, так и со стороны брендодержателей. Причём помимо соответствия техрегламенту, в этом случае речь идёт и о полном соблюдении фискальных требований.

«В случае с серым импортом, помимо нарушений технических и экологических требований, дело касается и неполного исполнения фискальных требований. В условиях жёсткого бюджетного дефицита и текущем состоянии парка грузовых автомобилей в этом отношении регулятор должен принять соответствующие меры и усилить контроль за ввозимой техникой», — отметил Мискарян.

Меры принимают государственные органы Казахстана, которые активно борются с незаконной регистрацией старых и небезопасных грузовых автомобилей, а также автобусов. Один из ключевых моментов в борьбе с серым импортом грузовых автомобилей — введение так называемого профиля риска на казахстанско-китайской границе. Этот механизм позволяет тщательно проверять грузовой транспорт на соответствие техническим стандартам перед его въездом в страну.

По данным Агентства финансового мониторинга (АФМ), только за 2022–2023 годы начали 23 досудебных расследования, в рамках которых выявили ущерб бюджету в размере 14,3 миллиарда тенге. Ведётся проверка причастности 59 должностных лиц специализированных центров обслуживания населения и сотрудников государственных органов к этим преступлениям.

При этом за первые четыре месяца текущего года только по некоторым делам сумма ущерба государству превысила четыре миллиарда тенге. Согласно информации от АФМ, были выявлены основные схемы незаконной регистрации транспортных средств. Организаторы мошеннических схем предоставляли специализированным центрам поддельные квитанции с изменённой датой выпуска транспортного средства с целью уплаты минимальной ставки первичного сбора. В некоторых случаях регистрация проводилась в онлайн-режиме через портал eGov, при этом использовались фиктивные документы и уплачивались сборы как за новые транспортные средства.

Только один сотрудник специального центра обработки информации (спецЦОНа) обвиняется в причинении ущерба в размере трёх миллиардов тенге. 

Департамент финансового мониторинга (АФМ) совместно с национальным агентством «Правительство для граждан» начало расследование неправомерной регистрации более чем 400 грузовых автотранспортных средств. Операция длилась с марта по сентябрь 2022 года в Конаеве, где сотрудник спецЦОНа вводил ложную информацию в информационную систему, избегая уплаты сбора за первичную регистрацию. 

Особое внимание уделяется исключению возможности незаконной регистрации автотранспортных средств. АФМ и другие государственные органы приняли ряд мер, направленных на предотвращение внесения данных о регистрации вручную, в обход информационных систем. Совместно с Правительством для граждан проводится работа по внесению соответствующих изменений и дополнений в правила деятельности госкорпорации на законодательном уровне.

Источник: https://orda.kz Фото: Orda.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.