От казахстанского бизнеса скрывают реальный уровень локализации отечественной сборки техники. Добиться от чиновников внятной информации о местном содержании не получается даже через суд, передает корреспондент Agroqogam.kz.
Огромные ставки утильсбора бьют по простым предпринимателям, тогда как темпы реализации целей, для которых он когда-то вводился, скрыты от широкой общественности. Причём добиться какой-то ясности оказывается проблематично даже в судебном порядке.
А попытки, между тем, были. Так, через суд обязать министерство индустрии предоставить подробные данные о локализации отечественных производителей авто- и сельскохозяйственной техники попытался Союз независимого бизнеса Казахстана. Предприниматели пошли на тот шаг не от праздного любопытства. Лоббисты утильсбора загнали бизнес в угол, предлагая довольствоваться местной сборкой. Вот только последние новости о том, что данная сборка из себя часто представляет, заставляет бизнесменов задуматься: а не обманывают ли их?
«Утильсбор касается всех. Члены Союза независимого бизнеса платят данные ставки, соответственно, их продукты становятся дороже, что в итоге влияет на экономику этих компаний. Кроме того, мы не верим, что, как заявлялось в выступлениях членов правительства, у нас по отдельным моделям локализация доходит до 50% и даже превышает данный показатель. А в среднем она достигает 32-33%. Мы хотели это проверить. Но госорганы от нас закрылись и никакую информацию не давали. Мы запрашивали данные, какой уровень локализации у нас в Казахстане по каждой модели, чтобы понять: там действительно просто прикручивают колеса или в этом всём есть какая-то глубокая составляющая?» – рассказал Agroqogam.kz юрист Шынгыс Темир, представляющий интересы Союза.
Более подробные данные об уровне локализации собранных в Казахстане машин можно получить, изучив соглашения о промышленной сборке транспортных средств. Они заключены между предприятиями и мининдустрии и предусматривают перечень технологических операций, которые обязуется совершать сборщик. Например, установку ходовых колес, подвески, заполнение тормозной и охлаждающей жидкостями и т.д.
Проблема в том, что изучить эти соглашения сторонние лица не имеют возможности, поскольку правительством они отнесены к конфиденциальной информации. Образуется настоящий порочный круг: плательщикам утильсбора отказывают в предоставлении данных о сборочных заводах, которые и существуют за счет этого утилизационного сбора.
И вот в конце октября суд принял решение. Но не в пользу предпринимателей. Истцу отказали по двум причинам. Во-первых, сославшись на то, что соглашения о промышленной сборке носят конфиденциальный характер. А второй момент поверг представителей предпринимательства в лёгкий ступор.
«Позицию по конфиденциальности, с трудом, но ещё как-то можно понять или растолковать. Но нам отказали ещё и потому, что суд счёл, что наши права не были нарушены и у нас отсутствовал «достаточный правовой интерес» для подачи иска. Иск подавался от Союза независимого бизнеса Казахстана, то есть от предприятий, которые напрямую страдают от утильсбора. И мы данный момент обосновывали. Отказ мы будем обжаловать в апелляционной инстанции. Перспектива есть, потому что в рамках других процессов по утильсбору нас суды не «заворачивают» и не считают ненадлежащими истцами», — отмечает Темир.
Истцам, кстати, чиновники кивали на сертификаты СТ-KZ. Мол, вся информация, которую желают узнать бизнесмены, есть там. Вот только существует одно «но». Данные сертификаты для сборщиков, особенно ориентированных на внутренний рынок, – дело добровольное. И в действительности реальной картины с их помощью получить невозможно.
Это, как уже указывалось выше, не единственный иск Союза по утильсбору. В данный момент, например, в судебном порядке рассматривается требование к госорганам о проведении анализа регуляторного воздействия на утильсбор.
«Что такое анализ регуляторного воздействия? Когда вводится новое регулирование, которое ужесточает требования к бизнесу – новые штрафы, новые налоги, новые отчётности, нужно проводить данный анализ. Как эти факторы повлияют на бизнес. Когда вводился утильсбор на авто в 2016 году, данная норма ещё не действовала. На сельхозтехнику утильсбор вводился в 2019 году, анализ проводился, но с огромным количеством нарушений. И если даже при обсуждении ставок присутствовали фермеры и импортёры, выдвигавшие свои позиции, в итоговых протоколах их мнения не были отражены», – говорит юрист.
Уже заканчивается 2022 год и пора бы узнать достигнуты ли цели введённого регулирования? И если нет – пересматривать ставки. Но чиновники теперь не могут договориться, кто же должен проводить данный анализ.
«Методику утилизационного платежа утверждает министерство экологии, хотя изначально утильсбор утверждался министерством энергетики, после чего полномочия были переданы экологам. А все расчёты, всю промышленную политику задает министерство индустрии. Даже в самой методике расчёта платежа прописано, что министерство индустрии предоставляет цифры, ставки, коэффициенты по авто- и сельхозтехнике, а министерство экологии их просто утверждает. Они сейчас все ссылаются друг на друга», – рассказал Шынгыс Темир.
Союз независимого бизнеса Казахстана намерен идти до конца и добиться получения необходимой информации.
Павел Притолюк,
Северо-Казахстанская область
Agroqogam.kz