Отрасль обеспечивает почти половину всего выпуска машиностроения в республике и активно набирает обороты, передает Energyprom.kz.
Сектор автомобилестроения РК бьёт рекорды: за первое полугодие производство в стоимостном выражении составило уже 847,5 млрд тг, против 507,8 млрд тг в аналогичном периоде прошлого года. Рост физического объёма выпуска в реальном выражении достиг колоссальных 40,1%. Для сравнения: реальный рост в целом в сфере машиностроения по итогам первого полугодия составил 28,8%, в перерабатывающей промышленности — 3,5%, а во всём промсекторе Казахстана — 3,8%. Таким образом, автомобилестроение остаётся ключевым драйвером машиностроения и мощной точкой роста промышленности РК в целом.
Доля автопрома от машиностроения достигла уже 45,4%, против 37,5% годом ранее. В свою очередь, сектор машиностроения за счёт автомобилестроения занимает уже 17,6% от всего промпроизводства в секторе обрабатывающей промышленности, против 13,7% год назад.
Для справки: за январь–декабрь 2022 года доля автопрома в отрасли машиностроения составляла 38,6%. По итогам 2022 года производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов впервые в истории современного Казахстана заметно перешло в стоимостном выражении триллионный рубеж, составив 1,2 трлн тг.
В региональном разрезе по итогам января–мая текущего года почти 55% выпуска в сфере автомобилестроения пришлось на Костанайскую область: это уже 365,1 млрд тг, против 206,2 млрд тг годом ранее. В регионе работает ведущее предприятие отрасли — Allur.
Ещё 35,4% пришлось на Алматы, где объёмы выпуска за пять месяцев составили 237,5 млрд тг, против 161,9 млрд тг годом ранее. В городе работают Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Auto.
Кроме того, 4% обеспечила Абайская область («СемАЗ», Daewoo Bus Kazakhstan), 2,8% — Карагандинская (QazTehna), 2,7% — Акмолинская («Камаз Инжиниринг»). На прочие регионы пришлось около 0,5% выпуска в секторе в стоимостном выражении.
В целом за пять месяцев объёмы выпуска по РК составили 670 млрд тг, против 404,2 млрд тг годом ранее.
В натуральном выражении за январь–май 2023 года в РК произвели 58,5 тыс. ед. техники в секторе — на 43,9% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Из них легковых автомобилей выпустили 53,3 тыс. (плюс сразу 46,2% за год), грузового транспорта — 3,9 тыс. ед., автобусов — 791 ед., прицепов и полуприцепов — 436 ед., прочей специализированной техники — 136 ед.
В разрезе предприятий, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), по итогам пяти месяцев 35,3 тыс. ед. техники (плюс 44,8% за год) было произведено на костанайском Allur.
Алматинский Hyundai Trans Kazakhstan выпустил 19,5 тыс. легковых автомобилей (плюс 41,2%), Hyundai Trans Auto — 240 ед. техники. Семипалатинский «СемАЗ» отгрузил 1,6 тыс. ед. коммерческой техники (плюс 52%). В Кокшетау «КАМАЗ-Инжиниринг» выпустил 410 грузовиков. Саранский завод QazTehna выпустил 362 автобуса. На счету Daewoo Bus Kazakhstan 224 ед. техники.
Среди самых популярных моделей (включая экспорт) лидируют Chevrolet Cobalt (8,4 тыс. ед.), Jac J7 (8 тыс. ед.), Hyundai Tucson (5,7 тыс. ед.), Kia Sportage (4,5 тыс. ед.), Hyundai Sonata (3,2 тыс. ед.) и Chevrolet Nexia (3 тыс. ед.).
Заметим: ключевые компании отрасли уверенно держат фокус на повышение показателей промпроизводства. Так, скажем, крупнейшее предприятие автопрома РК Allur совместно с южнокорейским производителем Kia Corporation запускает в Костанае строительство нового завода по выпуску автомобилей Kia. Также на заводе Allur уже запущено мелкоузловое производство (CKD) автомобилей Kia Sportage, запланирован запуск линии CKD по выпуску Kia Cerato.