Отечественных переработчиков возмутили просьбы «РЖД» снизить для россиян в Казахстане тарифы на перевозку зерна, передаёт корреспондент Agroqogam.kz.
Как сообщают «Ведомости», «Российские железные дороги» предлагают Казахстану снизить транзитный тариф на перевозку продукции агропрома, включая зерно, по территории республики. Мол, надо бы поддержать окружённого санкциями северного соседа, выровняв цены. Наши же переработчики не особенно воодушевились данной идеей. И тому есть причины.
«Это вообще наглость со стороны РФ. В свое время они сами подняли стоимость транзитных перевозок до портов Чёрного моря, тем самым отняв рынки сбыта зерна у Казахстана. Теперь просят, чтобы мы им свои рынки Центральной Азии преподнесли собственноручно на блюдечке?!» — удивляется президент Союза зернопереработчиков Казахстана Алихан Талгатбек.
Представитель казахстанского мукомолья настаивает: пришло время нашему государству жёстко биться за оставшиеся рынки сбыта. Более того, считает, что транзитную стоимость на транспортировку российской пшеницы через РК, напротив, необходимо поднимать. Причина в том, что россияне постоянно снижают экспортные пошлины, тем самым выстраивая удобный ценник для Центральной Азии.
Если же Казахстан пойдёт на уступку, то очень скоро положение наших экспортёров станет весьма удручающим, считают в Союзе.
«Если мы потеряем Центральную Азию, и фермерам, и мукомолам придётся туго. За год-два они разорятся или будут скуплены российскими «инвесторами», — уверен Алихан Талгатбек.
Вместе с тем на то, чтобы именно повысить для россиян транзитные ставки, у Казахстана законодательное обоснование как раз есть. Последнее тарифное соглашение стран СНГ утверждает, что стороны имеют право самостоятельно повышать цены на перевозки и дополнительные сборы. Также могут устанавливать правила, порядок и условия их применения, касающихся «транзитных перевозок по линиям своей железной дороги не более двух раз в год». Конечно, для того придётся уведомить остальные страны, подписавшие соглашение, не менее чем за месяц до вступления соответствующего изменения в действие.
В Союзе зернопереработчиков Казахстана надеются, что просьба россиян останется без ответа. Иначе, на собственном экспортном потенциале можно будет поставить крест.
«Сейчас, когда наши железнодорожные пути очень перегружены и наша ж/д инфраструктура не готова к увеличению объёмов, нельзя действовать в ущерб собственным перевозкам. Почему Казахстан должен нести расходы, делая скидки, в то время как бюджет РФ зарабатывает на экспортной пошлине?» — резюмируют в Союзе.
Павел Притолюк,
Северо-Казахстанская область
Agroqogam.kz