Канат Кобесов: «Снижение ж/д тарифа для РФ может угробить целые отрасли Казахстана»

Обсуждение тарифа на транзит российского зерна через Казахстан состоится 28 ноября. Решение станет во многом определяющим судьбу казахстанских аграриев. По некоторым подсчетам, если РК согласится снизить тариф для соседей-конкурентов, отрасль может потерять около 30% рынка. О том, как лучше выйти из ситуации, корреспонденту Agroqogam.kz рассказал председатель Совета Ассоциации экспортеров РК Канат Кобесов.

«Государство заявляет: транзит дорогой, приносит деньги. А по факту, если дадут скидку соседям, «закопают» нас. Мы экспортом везём от силы 7-8 миллионов зерна в год, они – 50 миллионов. Итого, что получается? Кыргызстан мы потеряли, Азербайджан, Грузию потеряли, уже часть зарубежного зерна проникает в Узбекистан, Таджикистан. А это наши традиционные рынки. У нас сейчас и так сложная ситуация, нас не поддерживают, не подают вагоны вовремя, постоянные задержки. А сформированный транзитный поезд пройдёт приоритетно. И тогда мы агропромышленный сектор в корне убьём», – говорит Канат Кобесов.

Из-за отсутствия вовремя поданных вагонов и погрузки отечественным трейдерам с начала осени удалось вывезти лишь миллион тонн пшеницы, в то время как потребность – 2,5 млн. Таким образом, необеспеченный спрос на вывоз зерна на сегодня составляет более 50%. Выход из сложившейся ситуации в ассоциации экспортеров видят в реэкспорте продукции.

«Было бы хорошо, если бы реэкспорт российского зерна шел через нас. Ни для кого не секрет, что до 2,5 млн тонн зерна российского ввозится серым импортом, автомашинами в РК, здесь его делают казахстанским, а потом экспортируют дальше. Почему это делается? Если бы официально он ввозился, оплачивали бы по нему НДС, потом, если бы он реэкспортировался, НДС нужно возвращать, а это процедура сложная. Второе, товар считается транзитным, на него цена очень высокая, тариф дорогой. И вот эту схему надо узаконить», – поясняет эксперт.

В качестве примера представитель ассоциации экспортёров ставит опыт Беларуси, которая реэкспортирует криветки, прибалтийские анчоусы и другие продукты. При этом в стране благодаря развитию этой сферы создаются рабочие места и определённый сервис услуг.

«Российское зерно в Костанайскую, Северо-Казахстанскую, Павлодарскую области пусть завозится, складируется у нас. Складские услуги – это тоже какие то налоги, затраты, рабочие места. Элеваторы бы наши заполнились. Накапливалось бы тут, потом наши свою стоимость добавляли и экспортировали в страны Средней Азии. Зато поток был бы контролируемый. Давайте квоту поставим. Мы готовы реэкспортировать через себя, к примеру, дополнительно 10 млн тонн российского зерна. Тогда бы мы и управляли этой конкуренцией, этим потоком. А тут, если транзит пойдёт без нас, он не будет управляемым. Это очень плохо, о трейдинге можно будет забыть», – говорит Канат Кобесов.

По его словам, понимать последствия снятия транзитного тарифа должны все. Высок риск того, что остановятся целые отрасли.

«Мукомольная, растениеводство станет автоматом нерентабельным, рост проблемных кредитов, банкротства. Если это ещё коснётся масличных, то и маслопроизводство «загнется». Госорганы должны проводить согласованию политику, думать о завтрашнем дне. То есть, если надо найти компромисс. Должны быть квоты на этот транзит, виды товаров, сроки действия транзита», – заключил Канат Кобесов.

Напомним, «Российские железные дороги» направили в Казахстан обращение с просьбой снизить транзитный тариф на перевозку зерна. В рамках форума, который состоится 28 ноября в Оренбурге, будут проходить торговые переговоры. Минторговли РК сформирует делегацию с участием бизнесменов, которые заинтересованы в транзитных перевозках через Россию. В ходе переговоров стороны постараются достичь баланса интересов.

Меруерт Шакенова,

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.