Астана. 24 августа. QOGAM-MEDIA.KZ – В среду вечером под Тверью потерпел крушение бизнес-джет Embraer Legacy 600. Самолет развалился в воздухе на части. Борт связан с основателем ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным. Росавиация сообщила, что человек с таким именем и фамилией был в списке пассажиров самолета, передает Русская служба ВВС.
Всего их было семь, членов экипажа — трое. В катастрофе, по предварительным данным, никто не выжил, но официальных подтверждений гибели основателя «Вагнера» пока так и не появилось. О его смерти в результате авиакатастрофы сообщили несколько СМИ, в том числе и близкие к самому Пригожину, со ссылкой на анонимные источники. Сам Пригожин, путешествуя, использовал двойников и летал пассажиром с паспортами на другие имена.
О гибели Евгения Пригожина в авиакатастрофе вечером в среду сообщил близкий к руководству ЧВК «Вагнер» телеграм-канал Grey Zone. «Герой России, настоящий патриот своей Родины — Евгений Викторович Пригожин погиб в результате действий предателей России. Но даже в Аду он будет лучшим!», — говорится в сообщении. Точно так же канал обвинил предателей России в гибели сооснователя ЧВК, первого командира наемников Дмитрия «Вагнера» Уткина, по позывному которого и названа компания.
Пригожин, судя по этому сообщению Росавиации, летел со своими соратниками и партнерами — так, Чекалов был владельцем связанной с Пригожиным компании, претендовавшей на контракты на добычу газа и нефти в Сирии в 2017 году. В июле 2023 Минфин США внес в санкционные списки Чекалова (как человека, связанного с Пригожиным). Наемниками ЧВК «Вагнер» в этой же базе значатся Евгений Макарян и Александр Тотмин. Самолетом управляли командир Алексей Левшин и второй пилот Рустам Каримов. В салоне работала бортпроводница Кристина Распопова.
Потерпевший крушение Embraer Legacy 600 с регистрационным номером RA-02795 связывали с Пригожиным в СМИ, самолет фиксировали в местах, куда, как было известно публично, прилетал основатель ЧВК «Вагнер». В 2019 году Минфин США ввел санкции в отношении этого самолета, тогда тот еще носил бортовой номер M-SAAN.
Сервис Flightradar24, отслеживающий полеты самолетов по сигналам транспондеров, регистрировал полет Embraer Legacy 600 с 17:59 по Москве до 18:11. Судя по траектории полета, которую показал Flightradar24, самолет включил транспондер уже в воздухе. Для бизнес-джетов это обычная практика. В момент включения передатчика борт находился на высоте 3,7 километра в районе подмосковного Зеленограда и летел со скоростью 585 километров в час, набирая высоту и ускоряясь.
В течение всего полета, зарегистрированного Flightradar24, самолет набирал высоту и увеличивал скорость. Вероятно, он поднимался «на эшелон», то есть набирал высоту, на которой должен был продолжить полет к месту назначения. В районе деревни Шернево транспондер перестал посылать сигнал. В этот момент самолет продолжал набирать высоту — транспондер отключился во время полета, на траектории снижения не видно. Это означает, что прибор либо был выключен, либо перестал работать по другим причинам.
Первые сообщения о падении самолета в Тверской области появились в около 19:20 по московскому времени. Телеграм-канал 112 сначала сообщил о падении военного самолета, Readovka в 19:29 опубликовала видео падения, также утверждая, что катастрофу потерпел военный борт.
Судя по видео очевидцев катастрофы, самолет развалился в воздухе, на записи видно падение отдельных обломков. Бизнес-джет падал в плоском штопоре — судно, лишившееся правой плоскости крыла, снижалось по крутой нисходящей спирали, пока не врезалось в землю почти под прямым углом. На других видео виден пожар на месте падения самолета, его обломки и тела погибших. Очевидцы, заснявшие падение, утверждают, что слышали два взрыва.