Все это происходит с молчаливого согласия первых руководителей заявителей, заявил Дюсенбай Турганов.
Депутат Мажилиса Парламента РК, члены фракции партии AMANAT Дюсенбай Турганов обратился с запросом от имени депутатов от партии AMANAT к премьер-министру РК Олжасу Бектенову, передает Azattyq Rýhy.
«7 февраля 2024 года глава государства Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства поставил задачу по ежегодному росту ВВП на уровне минимум 6%. В свою очередь правительством было отмечено, что отечественные промышленные гиганты должны кардинально увеличить закупки казахстанских товаров, работ и услуг. В соответствии с Законом «О техническом регулировании» органам по подтверждению соответствия и испытательным лабораториям была делегирована государственная функция – установление факта соответствия потребляемой на рынке продукции обязательным требованиям», – сказал Дюсенбай Турганов на заседании Мажилиса.
По его словам, при создании и развитии органов по подтверждению соответствия в основные средства и в человеческий потенциал бизнесом были инвестированы значительные средства, созданы сотни новых лабораторий.
«Однако с 2019 года по 2023 год количество органов снизилось более чем в 2 раза, а именно с 179 до 75, хотя общее количество субъектов аккредитации за тот же период сократилось не так категорически с 1 650 до 1 630. Что свидетельствует о негативном влиянии посреднических услуг в сфере технического регулирования. В законодательстве в сфере технического регулирования четко регламентированы вопросы деятельности самих органов, в противовес этому не в должной мере урегулированы права и обязанности изготовителей, импортеров, уполномоченных изготовителями лиц, предоставивших продукцию для проведения оценки соответствия», – отметил мажилисмен.
Отсутствие гармоничного регулирования прав и обязанностей заявителей повлекли за собой появление разнообразных посредников в этой сфере, которые незаконно предлагают услуги по такой сертификации, вводя заявителей в заблуждение, утверждает Дюсенбай Турганов.
«Сегодня рынок Казахстана наполнен такого рода предложениями. Ярким примером могут служить сертификаты, выдаваемые еще недавно органами по подтверждению соответствия Кыргызской Республики. Действительно, посредники отлично ориентируются в системе оказания услуг, не несут никакую ответственность за полученные заявителем «серые сертификаты» и не являются аккредитованными органами по подтверждению соответствия. Из-за отсутствия в Казахстане соответствующей административной ответственности изготовителей, импортеров, уполномоченных изготовителем лиц, продавцов продукции, процессов и услуг, широко применяется практика предоставления в адрес органов по подтверждению соответствия недостоверных документов прямо или косвенно подтверждающих соответствие или эквивалентные им документы. Такая деятельность посредников подрывает саму Национальную систему технического регулирования и создает благоприятные условия для ухода от проведения реальных испытаний продукции, процессов и услуг на ее безопасность, растет коррупция среди экспертов-аудиторов, работников заявителей. Все это происходит с молчаливого согласия первых руководителей заявителей, которые заинтересованы прежде всего в оптимизации своих расходов на сертификацию продукции, процессов и услуг», – заявил он.
Серьезным подрывом экономики органов по подтверждению соответствия и испытательных лабораторий является «демпинговая политика» таких посредников по отношению к самим субъектам аккредитации, подчеркнул депутат. Так как, по словам Дюсенбая Турганова, на практике идет реальный торг за каждого заявителя между субъектами аккредитации и посредниками, которые представляют интересы заявителей. Наряду с этим цены на аккредитацию и инспекционные аудиты в Национальном органе по аккредитации за последние годы выросли в несколько раз, добавил он.
Таким образом, в целях предотвращения экономического спада в деятельности субъектов аккредитации, повышения безопасности продукции, процессов и услуг, подлежащих обязательной сертификации, а также дальнейшего развития системы технического регулирования в Республике Казахстан, депутат от партии AMANAT предлагают рассмотреть следующие вопросы:
- первое: введение непосредственной административной ответственности заявителя за фальсификацию и недостоверность документов, предоставляемых в адрес субъектов аккредитации для проведения процедуры сертификации продукции, процессов и услуг;
- второе: обязательство заявителя, помимо обеспечения проведения подтверждения соответствия продукции, напрямую с субъектами аккредитации заключать соответствующий договор, типовою форму которого должен утверждать уполномоченный орган;
- третье: включение в типовой договор на оказание услуг по сертификации продукции, процессов и услуг нормы о материальной ответственности заявителя за несоблюдение требований законодательства о техническом регулировании, повлекшие отзыв, приостановление или прекращение соответствующего сертификата на продукции, процессов и услуг.
Источник: azattyq-ruhy.kz