Дана Рау: «Закон о статусе педагога изначально был обречен на бездействие»

Нескончаемые реформы в сфере образования, разрыв в знаниях между учениками в городе и ауле, беспрецедентный закон «О статусе педагога», устаревшее содержание учебников – эти и другие темы регулярно обсуждаются общественностью, и вызывают немало споров.

Поговорить о плюсах и минусах современной системы образования корреспондент qogam-media.kz решил с общественным активистом, педагогом Даной Рау.

В сфере образования постоянно происходят изменения, каждый новый министр предлагает новые реформы, учителя успевают подстраиваться под новые веяния? И как вечная погоня за новым отражается на учениках?

– Реформы в образовании начались не вчера, не три года назад, не 10 лет назад. А с начала 90-х, с обретением Независимости нужно было выстраивать свою линию государственной политики образования. Мы пережили учебники нового поколения, несостоявшийся эксперимент с 12-летним образованием, эксперимент с е-learning и еще многое другое. Все эти новшества вводились сменяющими друг друга государственными программами, ни одна из которых, кажется, так и не была доведена до логического конца. Думаю, еще тогда из-за несостоятельности новоявленных менеджеров образования «старой советской закалки», привыкших реализовывать пятилетние планы, новшества оказались провальными. По-моему мнению, реформы не реализовались полноценно из-за того, что на местном исполнительном уровне не решались социально-экономические вопросы, которые считаются основанием обеспечения материально-технической оснащенности социальных объектов – школ, детсадов, больниц. О каком электронном обучении можно было говорить, если даже в городах интернет был доступен не во всех школах.

Если до внедрения обновленного содержания образования еще как-то можно было подстраиваться, так как «забеги» были на длинные дистанции, то с 2016 года школьное образование то и дело подвергалось испытанию на прочность. И скажу я вам, что благодаря именно компетентным педагогам удалось избежать полного провала. Недовольство «обновленкой» среди педагогической и родительской общественности возникло из-за того, что суть обновленного содержания не до конца была доведена не только в школах, но и в широком кругу общественности, включая вузы, готовящие педагогов.

Во-первых, подготовку прошли только школьные учителя, и то только процентов 20-30.

Во-вторых, сама по себе идея «обновленки» была не так уж и плоха. Но предложенные «Новые подходы в преподавании и обучении» (то есть методическая составляющая) не соотносились с предметным содержанием. До сих пор, каждый год, изменяя количество часов по предмету, неизвестно, по какому принципу меняют предметное учебное содержание. Иногда, сокращая предмет на один или два часа, учебный материал оставляют тот же.

В-третьих, не соотносились требования результатов обучения с введенным критериальным оцениванием, что исказило суть формирующего оценивания и привело к «расцвету» формального оценивания.

В-четвертых, трансформируя опыт НИШ в образовательные школы, забыли внедрить их опыт планирования, управления, обеспечения, сопровождения, обучения, оценивания, мониторинга, исследования и многое другое, в том числе и материально-техническую оснащенность.Забыли и учет особенностей общеобразовательных школ, где наряду со здоровыми детьми учатся и особенные дети, – говорит Дана Рау.

Естественно, все манипуляции чиновников с образованием неизменно отражаются как на педагогах, так и на детях, вызывая нервозность, создавая критический психоэмоциональный фон.

– Ни для кого не секрет, что уровень образованности наших детей год от года всё ниже и ниже. Почему в казахстанском обществе падает интерес к образованию?

– Повторюсь, что результаты уровня образованности наших детей не совсем соответствуют реальным показателям. Может, не интерес детей падает, а политика образования не вызывает интерес?! Ведь суть «обновленки», по идее, если простыми словами сказать, – это научить, формируя личность. А не создать ходячий «банк знаний из фактов, теорем и правил». Суть самой педагогики – научить. В погоне за совершенством знаний мы отказались или забыли о важном  принципе – учись учиться, а не зубрить. Для современных детей более интересно потрогать руками, искать и находить ответ, выдвигать свою гипотезу, что-то создать самому, исследовать процесс создания. Формула «учитель объяснил – ученик ответил» уже не будет работать. Потому что ученику доступны все объяснения в любом цифровом формате. А вот научить создавать своими руками что-либо для ребенка более притягательно. Поэтому, думаю, что на сегодня содержание образования требует полного пересмотра и переосмысления.

– Насколько большой разрыв в знаниях городских детей и тех, кто проживает в ауле?

– Думаю, разрыв в знаниях не такой значительный и глубокий. Разница, наверное, в разных возможностях. Порой сельские дети бывают более успешны, чем городские. Так как у многих сформирован навык к труду. И я не поощряю это разделение, считаю дискриминацией детей и нарушением их прав. Это тоже «выдумка» взрослых, паразитирующая в умах управленцев со времен политики советской системы.

– Какая очередная реформа в сфере образования грядёт в Казахстане?

– Уже давно должны были быть переизданы учебники «обновленки», три года с трибун «обещают» пересмотреть содержание учебных программ, но воз и ныне там. Вся реформа сводится лишь к пересмотру Правил аттестации педагогов, аж два раза в год. Это уже стало традицией. Кстати, и постоянное «перетряхивание» нормативных актов также отражается на устойчивой  последовательной деятельности организаций образования.

– Каким, вы считаете, должен быть современный  педагог?

– Продвинутым. Как иммигрант среди «аборигенов» (дети) цифрового мира, даже если вынужденно, но должен уметь говорить с ними на одном языке – на языке гаджетов. Но при этом научить использовать технологии для достижения успеха, для самореализации. К примеру, очень многие подростки используют социальные сети и делятся со своими сверстниками не только познаниями в различных областях наук, но и тем, чему научились в практике – готовить, шить, вязать, конструировать и многое другое.

– Насколько западный опыт, который нам часто ставят в пример, применим в наших реалиях, и подходит ли он к нашему менталитету?

– Любой опыт применим, но в меру. Недавно была в Южной Корее, и на встрече профессор сказал, что в их стране не гонятся за безупречными знаниями и открытиями. У них обучают навыкам, чтобы потом обучившиеся могли использовать все передовые технологии мира для развития своей страны.

– Педагоги говорят об отсутствии системности при разработке учебников последнего поколения. Что это значит? И как вы относитесь к часто встречающимся ошибкам в учебниках?

– Все учебники разрабатываются в соответствии с требования ГОСО и типовых учебных программ. Как я уже говорила, учебники «обновленки» не переиздавались, не обновлялись со времен последнего издания. Например, учебники 2, 5, 7 классов были изданы в 2016 году. И ни разу не переиздавались. Лишь ежегодно МИО осуществляют дозакуп с учетом изношенности или роста количества учеников. Хотя по закону, учебники должны переиздаваться каждые пять лет. Ведь ежегодно происходят какие-либо открытия или изменения в истории, географии. А представьте теперь, какая информация содержится в учебниках, если последний раз разрабатывался учебник 11 класса в 2020 году. То есть, если пять лет назад он был безупречным, то на сегодня он с ошибками. Так как в истории, технологиях прошли значительные изменения только за последний год.

По поводу публикуемых в соцсетях постах про ошибки в учебниках могу лишь сказать, что уже давно назрела необходимость переиздания учебников. Да и в целом, пересмотра концепции самого учебника, с учетом стремительного вторжения цифровых технологий во все сферы жизни.

– Закон «О статусе педагога», в чем его суть и зачем он нужен? И вообще, есть ли от него толк?

– Закон «О статусе педагога» изначально был обречен на бездействие. По сути, это набор норм, «вырванных» из контекста Закона «Об образовании». Нормы, которые не работали в совокупности со всем процессом, вряд ли заработали бы единолично для педагогов. Еще на заре его принятия я была против. И опубликовала пост в Фейсбук с обращением к президенту о наложении вето на этот закон. Вы даже не представляете, как в 12 ночи мне позвонили «оттуда», и попросили убрать пост почти что умоляя, мотивируя тем, что уже выделены миллиарды и обратный процесс, якобы, может усугубить ситуацию. Могу только догадываться, о какой ситуации может идти речь.

– Какие еще проблемы существуют в системе образования? И как их можно решить?

– Для меня на сегодня главная проблема – это менеджмент, система управления – грамотная, сведущая в тонкостях педагогического процесса, вооруженная методически, устойчивая психологически, открытая информационно, инициативная творчески. Из-за некомпетентности большинства действующих, их недальновидности, сотрясаются стены управлений, отделов, школ. У нас управленцев меряют стажем госслужбы, практически количеством лет протирания штанов в управленческих креслах. Для этого, не разбирая кто он, или что из себя представляет, путем перескакивания из одного кресла в другой, создают «биографию». А потом сажают, только не туда, куда надо бы. Самое удручающее, когда возвращаются в одну и ту же сферу те, кто когда-то из этой сферы ушел с запятнанной репутацией. Или приходят те, кто когда-то вместе служил или вместе учился, занимает «завидное» вакантное место.

У нас одна большая глобальная проблема всех неудач или стагнации – коррупция и кумовство. Отсюда и некачественные реформы, некачественные учебники, нехватка школ, кадров, слабая инфраструкутра.

Ксения Кожабаева,

Qogam-media.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.