Надежды на улучшения — самые призрачные, считает мажилисмен и предприниматель Болатбек Алиев. По его мнению, здесь есть связь с непрекращающимся потоком жалоб на систему ЕГИСС.
— На расширенном заседании правительства Президент отметил, что нужно усилить потенциал Аграрно-кредитной корпорации и передать ей функции акиматов по субсидированию сельского хозяйства. И что для этого надо объединить услуги льготного кредитования и субсидирования на одной платформе.
Могу поспорить, что здесь есть связь с непрекращающимся потоком жалоб на небезызвестную систему ЕГИСС.
На днях, когда согласовывали кандидатуру главы МЦРИАП, лично рекомендовал министру, чтобы он отправил своего вице-министра Асета Турысова поехать в регионы и посидеть рядом с сотрудниками УСХ, поучаствовать в приеме заявок. Может, тогда цифровизаторы Минсельхоза перестанут говорить, что все у них «летает». И заодно увидеть, как работает цифровая платформа ЕГКН.
Кстати, февраль на календаре, а значит, стартовал новый сезон субсидирования аграриев. Станет ли он очередным забегом с препятствиями для фермеров и акиматов областей? Надежды на улучшения самые призрачные.
Зафиксирую здесь все те ошибки, которые больше всего ударили по отрасли и по нервам сельхозников и работников УСХ. И буду пристально отслеживать и проверять их исправления.
Вот мой личный список недочетов-фаворитов:
1. Незаконное внесение изменений в севооборот. Фермеры в попытках получить субсидии на семена, сами того не зная, идут на правонарушения. Они подгоняют свои площади под ошибочные формулы, хотя уже подали заявки и даже получили выплаты по другим площадям. Так информсистема, которая должна ограждать пользователей от ошибок, на самом деле толкает их к нецелевому использованию бюджетных средств и мошенничеству. Для проверяющих органов «крайними» окажутся фермеры или работники УСХ, а не разработчики и методологи ЕГИСС, начиная инициатора платформы бывшего министра, ныне акима (Ербол Карашукеев. – прим. QM).
2. Возросшая нагрузка на УСХ. Специалисты в регионах пачками увольняются, не выдерживая нагрузок по рассмотрению заявок на субсидирование. Из-за медленной работы системы и постоянных ошибок на обработку одной заявки у сотрудника УСХ уходит не менее 30 минут. Если в одной области принято было 30 тыс. заявок, то чтобы их обработать 8 человек весь год должны заниматься только рассмотрением заявок! Только в этом случае к концу года они теоретически успеют. Кто работал в акимате знает, что так не бывает. Поэтому и простои, срывы сроков оказания госуслуг, переработки, ошибки в проверке заявок и так далее. А все из-за плохо работающей системы.
3. Бессистемное решение проблем. Если фермер обратился с проблемой и ее решили, это не значит, что другие пользователи с ней не столкнутся. Чтобы в этом убедиться, можно просто посидеть в телеграм-чатах, где пользователи обсуждают схожие проблемы и задают одни и те же вопросы. Из этого напрашивается вывод, что система работает разрозненно, нет единого алгоритма. Проблемы решаются на основании обращений, локально.
4. Нет автоматического расчета субсидий в зависимости от нормативов. Это то, что мы всем миром просили наладить в ЕГИСС, так как ошибки, которые легко допустить при ручном вводе данных, грозят заявителям наказанием по закону. Говорят, что с этого года ошибка исправлена, в то, что система работает, верится с трудом…
Список можно продолжать.
Коллеги из УСХ говорят и об отсутствии статуса заявок, что не дает возможности определить на какой стадии рассмотрения находятся заявки, и об отсутствии данных по объемам просубсидированных удобрений, семян и средств защиты растений, о том, что не отображаются площади обработанных паров и т. д.
Незавидное наследство досталось министру сельского хозяйства Айдарбеку Сапарову. Особенно удручает то, что исполнители продолжают бодро рапортовать о том, что все работает «на ура». Эта проблема требует срочного детального рассмотрения, создания оперативной группы обратной связи под кураторством министра. И главное – отхода от принципа «у нас все хорошо, все виноваты кругом, только не мы». Это уже не работает.
Рекомендую министру МСХ использовать «метлу» и избавиться от неэффективных и срочно, чем больше они будут сидеть, тем дальше индикаторы и обязательства перед фермерами и главой государства. А это снова рост цен и не стабильная обстановка на рынке продовольствия.