Болатбек Алиев: «Регулирование ради регулирования?»

У нас везде пытаются  регулировать цены. Сейчас вот стоимость ГСМ регулируем. Да, у нас не хватает своего бензина, дизеля  для того, чтобы обеспечить казахстанцев, только из-за того, что  иностранцы вывозят по внутренним ценам (!!!) И не малую часть. Даже не хватает авиа керосина, но это другая тема.

Есть же и параллельные  способы, чтобы остановить вывоз горючего в приграничные страны по душевой цене

Притом,  что у нас есть государственные и таможенные границы, мы же можем администрировать этот процесс.

Мировой же опыт свидетельствует, что можно делать это вполне эффективно.

Вот, допустим, в Турции, когда заезжаешь к ним с полными баками горючего, сразу на границе на объем солярки вне нормы (есть лимит) заставляют в упрощенном виде пройти  таможенную очистку и это не обсуждается. Вот так просто и результативно  защитили внутренний рынок и участников рынка нефтепродуктов.

Почему бы нам тоже не сделать то же самое на границе с Узбекистаном, который не является членом ЕАЭС, упростив процедуру затаможки?

Сделать так, чтобы любой иностранный перевозчик,  пересекающий нашу границу в сторону Узбекистана, заплатил столько за растаможку, что это будет дороже, чем если бы он купил этот объем топлива у себя в стране.

 Точно также можно поступать при пересечении границы из Казахстана в Россию и из Казахстана в Кыргызстан. Да, между нашими странами нет границы, но там всегда  есть мобильные группы, в состав которых входят сотрудники департаментов государственных доходов,  как  на той, так и на нашей стороне.  Вот им и вменить администрирование, наделив правом взымать разовый платеж.

 Если при полном баке им придется оплачивать  процентов  90  имеющегося горючего по той цене, которая будет даже выше, чем в России или Кыргызстане, то желание заправляться под завязку  при выезде из страны отпадет само по себе.

Разовый платеж в отношении водителей, которые беспредельно вывозят наш ГСМ, сразу же  даст результат и спрос на горючее упадет. Почему таможенники Турции и Польшы могут, а казахстанские нет? Ответ – могут, если захотеть.

Еще один пример госрегулирования.

Ограничения на вывоз лука. Сняли заперт, но ввели квоту на одного субъекта. Разницы нет, малый ты производитель или крупный. Кто так считает в МСХ?

Это примерно то же самое, как если бы государство пришло в парикмахерскую и вменило мастеру стричь клиентов за 2500 тенге. И не важно, что стоимость стрижки, допустим,  5000  тенге. Взамен такому снижению цен  цирюльнику пообещали платить субсидию в размере 25 процентов от 2500. Видно, что  размер субсидии лишь частично  покрывает прежнюю стоимость, то есть сумма в итоге мастеру достанется намного меньше той,  чем он получал раньше.

 Парикмахер не сможет так работать, потому что надо содержать семью, оплачивать аренду здания, комуслуги, накладные расходы. Через пару месяцев этого парикмахера уже не будет на месте: работать себе в убыток он не станет.

Этот пример, возможно,  примитивный, но он  наглядно показывает, что такое субсидии в понимании нашего государства и как они сказываются на бизнесе отдельно взятого частного предпринимателя. 

Вот  по такому принципу  у нас регулируется все.

Может, стоит отдавать деньгами разницу при росте цен на тот или иной продукт или товар первой необходимости социально незащищенным слоям населения?

И пусть каждый сам решит, что ему и по какой цене покупать, а не регулировать цены,  ограничивая доходы  бизнеса?

 Есть люди, которые в состоянии заплатить ту цену, которая складывается на рынке.  Так дайте им такую возможность! Не надо повально  вводить ограничения. А адресной социальной поддержкой со стороны государства  путь пользуются те, кто в ней реально нуждается.

У нас же правительство только и знает, что вводить ограничения и запреты,  списывая свою слабость и неумение администрировать на фермера.

Почему любой производитель должен расплачиваться за все только потому, что кто-то там наверху решил закрыть экспорт?!

И самое главное,  наше правительство, которое должно создать условия для того, чтобы объем выпуска продукции наращивался, расширялась география экспорта, наоборот, душит бизнес своими ограничениями. И все ради того, чтобы  на рынке была дешевая продукция.

Да, закрыв границы, фактически они достигнут цели, но после этого фермер уйдет с поля, и начнется реальный дефицит и тогда государство будет покупать у соседей тот же лук или картофель, но уже  за валюту. И конечно же,  тем самым поддерживать экономику другой страны, фермеров этой страны.

 Учитывая рост доллара, расходы на доставку, хранение, не исключено, что цена будет выше, чем та, по которой когда-то продавал местный фермер. Смотрите статистику прошлых лет. Несколько лет тому назад картофель стоил 30 тенге за 1 кг., а сегодня?

Всегда есть отговорка, цены растут, так как мировой кризис, это да, но он же не вечный, мы то знаем, что внутренние факторы больше влияют на цены, чем внешние. Не то, что примерно знаю, как принимаются в общем запреты – больше страхуются, при этом используются данные, которые не всегда точны.

Но кому это интересно? Да и спросить не с кого. Чиновников, которые принимали такое решение, днем с огнем не найдешь.

В Правительстве их уже не будет, а нести ответственность за принятие решений и их последствия  у нас не принято. Да что там нести ответственность, если даже никому  в голову не придет даже  извиниться  перед фермерами, которых по сути дела разорили, заставив искать новую нишу на рынке.

П.С.: Серик Жумангарин, вариант МТИ по форвардным закупкам у производителей хороша, если встречные обязательства будут выполняться, но, если это будет снова через  СПК и будет выбор за ними, то это полумеры. На местах извратят, МТИ, надеюсь, это учтет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.