Азамат Жексембиев: «Без питомника невозможно развитие ягодной отрасли в Казахстане»

Клубничный бизнес в Казахстане находится в зачаточном состоянии. В то время как в Европе дорожат репутацией, работают прозрачно и нацелены только на качество, в отечественном ягодном бизнесе реет пиратский флаг. А фермерское сообщество не соблюдает правила, по которым работает весь цивилизованный мир.

В корне изменить ситуацию уже который год пытается учредитель ТОО «ЭКО Ферма 2015» Азамат Жексембиев. Первым на рынке он начал работать по испанской технологии, которая позволяет выращивать ягоды премиум класса. Но сейчас его первоочередная задача – открыть сертифицированный питомник, без которого, в принципе, невозможно развитие ягодной отрасли, как в Казахстане, так и в Средней Азии.

Почему именно клубника может стать одним из перспективных направлений бизнеса в Казахстане, Азамат Жексембиев рассказал корреспонденту Agroqogam.kz.

«Когда мы только начинали в 2015 году, я был нацелен выращивать в теплицах овощи, но мне посоветовали присмотреться к клубнике. Тщательно изучив как отечественный, так и международный рынок, понял, что в Казахстане эта ниша пустует. Поэтому зайти в эту сферу на ранней стадии и стать ведущими специалистами было интересно. Конечно, поначалу набили много шишек, несли убытки и были даже на грани банкротства. А когда все консультанты, кто с нами начинал работать, испарились, нам ничего не оставалось, как поехать в Европу, чтобы досконально изучить вопрос. В ходе этих поездок, постоянного обучения мы стали разбираться в технологиях. Что позволило нам влиться в клубничную индустрию Европейского союза. Кроме нас из стран СНГ я не знаю, кто еще также активно и часто ездит по международным клубничным выставкам и перенимает передовой опыт. На последнем конгрессе в Бельгии наша компания вообще была единственным представителем из СНГ.

Когда пять лет назад открылся Ягодный союз России, нам предложили выступить, потому что такой технологии, как у нас в Актобе, нет в странах СНГ, мы единственные работаем по испанской технологии. За семь лет проэкспериментировали 25 сортов. И, конечно, это заинтересовало многих фермеров.

Мы стали ездить по Казахстану, тогда-то и поняли, в каком плачевном состоянии находится клубничная отрасль в нашей стране. Многие работают на открытом грунте, без пленки, просто на арыках, без особых знаний, по старой советской технологии. Фермеры не знают, сколько у них саженцев на гектаре, продают их друг другу, не знают даже примерную урожайность. Качество ягоды низкое, клубника правильно не хранится, не проходит по транспортабельности и не подходит для торговых сетей. И, в целом, это выглядит как хаотичный рынок. Сейчас мы очень сильно на этот рынок повлияли. Проанализировав все регионы Казахстана, можем сказать, что у нас есть рекомендации для каждого. Многие компании переходят на европейские технологии, которые мы пропагандируем. Благодаря чему можем получать высокий урожай и ягоду премиального качества. Конечно, не все готовы платить такие деньги за посадочный материал. Но те фермеры, кто попробовал инновационные технологии и сорта, к старому методу уже не вернутся. Мы – основные дистрибьюторы европейских питомников. Саженцы продаем не только в Казахстане, но и в Узбекистане, Кыргызстане, России. Медленно, но верно происходят изменения в лучшую сторону.

Положительный момент: саженцы субсидируются. Данная программа нужна, пока у нас нет своего питомника и адекватной цены на саженцы. Кстати, это наша особенность, потому что ни в Узбекистане, ни в Кыргызстане подобной поддержки от государства нет. Также в Казахстане есть возмещения по удобрениям, порядка 30 процентов, это тоже очень хорошо.

Сейчас планируем расширить рынок и выращивать клубнику не только в мае-июне, но и с середины марта по ноябрь. В перспективе хотелось бы наладить круглогодичное выращивание.

Из минусов. В Казахстане нет ни одного сертифицированного питомника, это тормозит развитие. Кстати, его нет и в странах СНГ. Мы пытаемся этот вопрос решить. Активно ищем инвестора. Это огромные деньги, но он нужен нам всем. Не только Казахстану, но и всей Средней Азии. Без этого питомника не будет развития клубничного рынка. Как только его откроем, рынок будет расти в геометрической прогрессии. Если мы в середине 2023 года подпишем меморандум и станем членами UPOV (Международная организация по защите прав достижений селекционеров), то это даст импульс для того, чтобы селекционеры предоставляли нам права на размножение для этого питомника. Мы, как фермерское сообщество, не соблюдаем правила игры всего мира. Саженцы нельзя просто так размножать и продавать их. Протокол работает таким образом, что четыре года уходит на производство саженцев. Там это карается законом. В Казахстане этого селекционного соглашения нет. И у нас нет механизма, который мог бы наказывать «пиратов», которые выращивают некачественные саженцы. У нас как клубнику вырастилии, потом все ждут: усы начинают резать, размножать, друг другу продавать. Конечно, это не сравнится с тем материалом, который в Европе под контролем государства. Если у нас зайти в социальные сети, выйдет очень большой список якобы питомников, которые продают саженцы, но нигде вы не увидите лицо человека, который это продает, потому что это всё незаконно. Поэтому нам нужен европейский партнер в проекте, в нашем случае это владелец итальянской компании «CiZeta» Франко Дзенти. Он будет гарантией прозрачности бизнеса. Это единственная компания, которая готова зайти на наш рынок, другие вообще не хотят давать свое имя и репутацию.

В сентябре мы провели первый Международный ягодный форум в Казахстане. Он подтолкнул к тому, что появляются единичные проекты, и фермеры уже идут в туннель, а не в открытый грунт. По этой технологии выращивает весь мир. Туннели – это защита от внешних воздействий: ветра, града, пыли, птиц. И возможность на месяц раньше выходить по сроку на рынок и на месяц позже продлевать период сбора, что дает больше заработка фермеру. Сейчас будем строить такие проекты в Алматы, Шымкенте и Туркестане. Хотелось бы, чтобы и со стороны государства субсидировалась инвестиционная часть затрат по этому направлению.

Еще один важный виток развития, в конце января мы открываем обучающую платформу для фермеров. На протяжении 12 недель можно будет получить всю необходимую информацию напрямую от нас и приглашенных спикеров из Европы. Поверьте, подобного в клубничной сфере еще не было», – подытожил учредитель ТОО «ЭКО Ферма 2015».

Ксения Кожабаева,

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.