Аскар Кургамбеков: «Я хочу возродить ремесло деда и делать сёдла»

Нашему герою 50 лет. Живет он в небольшом поселке Родниковка в Мартукском районе. Его дед был большим любителем лошадей, известным на всю округу шорником. Аскар часто помогал ему, так освоил дедовское ремесло. Сейчас сельчане обращаются к нему, чтобы он изготовил недоуздки, камчи, конские путы. Корреспондент Agroqogam.kz встретился с мастером.

Домбрист, историк, шорник

«Я с детства обожал лошадей, с 7 лет участвовал в скачках. В роду у нас немало народных умельцев, брат нашего деда был шорником. Когда-то недалеко от нашего села была конеферма Бурлаша. Рассказывали, что в войну туда из России эвакуировали лошадей ценных пород, содержали около 5 тысяч голов. Наш Кисан ата руководил этой конефермой. Он был большим мастером. Я многому у него научился», – рассказывает Аскар Кургамбеков.

В его роду кроме умельцев были домбристы и акыны. Аскар с детства играл на домбре, после школы поступил в музучилище, оттуда ушел в армию, после службы в училище уже не вернулся. Поступил на истфак университета, преподавал в школе, но любовь к лошадям взяла верх. Аскар стал заниматься их разведением, держит лошадей орловской, кушумской пород и жабе. Готовит скакунов к скачкам. Кроме этого, Аскар известный на всю округу шорник. Изготавливает камчи, путы, треноги для стреноживания лошадей, недоуздки и другие необходимые вещи. В Родниковку к Аскару Кургамбекову с заказами приезжают из соседних сел.

«Часто меня просят изготовить путы лошадям. Они разные – «тұсау» надевается на две передние ноги, путы для стреноживания – на три, их называют «шiдер». Материалы я покупаю на базаре, их привозят из Кыргызстана, – рассказывает Аскар, и показывает гору различных предметов конской амуниции и других необходимых для лошади вещей. – Чтобы изготовить путы, измеряют пясти лошади. Путы представляют собой два соединенных между собой ременных браслета. Они должны легко надеваться, не натирать животным ноги. Застежку на таких браслетах обычно делают из таволги. Ветки такого кустарника очень крепкие и не ломаются. У пут для стреноживания конструкция немного сложнее, в них используются металлическая цепь. Два браслета охватывают пясти передних ног лошади, еще один надевается на левую заднюю ногу, но повыше, потому он большего диаметра. Путы делают из разного материала, чаще из сыромятины».

Недоуздок из 4 узлов

Легче всего, мне показалось, мастеру сделать недоуздок. Во всяком случае, при мне он связал его из веревки буквально за 2 минуты. Быстрыми движениями руки, завязывая узел за узлом, Аскар выдал «намордник» для лошади. В недоуздке в отличие от уздечки нет удил, его применяют для привязи, а вот для езды на лошади и управления ею нужна уздечка.

«Недоуздок изготавливают по размеру головы лошади, но узлы такие, что размер снаряжения легко регулируется. Этому я тоже научился у своего деда, – говорит Аскар. – Недоуздки продают готовые, но местные жители их не покупают, приходят ко мне, я им сам связываю. Если есть желающие – учу».

Из вороха амуниции для лошадей мастер вытаскивает уздечку.

«Она из сырой кожи и короче, такие предназначены для необученной лошади. Повод здесь более крепкий, удила короче. Иногда уздечку украшают кисточкой из кожи. Это от сглаза, – объясняет Аскар. – Часто на ремни уздечки вставляют металлические заклепки, они тоже от сглаза. Раньше у нас в поселке были мастера, которые плавили их из старых латунных самоваров. Теперь их уже нет. В совхозе лошадей было много. До 90-х годов гужевой транспорт оставался очень популярным. Отделений много – зимой между ними сообщение было на санях, летом на телегах или верхом. Шорники были востребованы, сейчас к этому возвращаемся снова».

Родниковский умелец также изготавливает камчи. Они бывают разных плетений и длины. Покороче для байги, длиннее – для погони скота. Рукоять, как правило, делают из таволги.

Удержаться в седле

Мечта Аскара Кургамбекова – открыть свою мастерскую.

«Пока работаю дома, летом – на улице. При обработке кожи стоит невыносимый запах, поэтому нужно отдельное помещение, – говорит он. – Чтобы получить кожу, надо снять со шкуры шерсть, для этого ее вымачивают в айране. Шкура в нем киснет недели две, потом ее помещают в кислоту, укутывают. Когда шкура высохнет, ее посыпают солью, мелом, затем трут камнем, снимают мездру и мнут, чтобы кожа стала мягкой. Есть химическая обработка, при ней сильного запаха нет, но в ютюбе я этого пока не нашел.

Приезжие казахи из Монголии шкуры варят в молоке. Обработанная таким образом кожа идет на сёдла и уздечки. Кожа для этого должна быть мягкой».

Недавно Аскар получил макет седла, который давно искал. Для седла нужна кожа – телячья или баранья. Некоторые используют и верблюжью, она не пропускает влагу, служит очень долго. Ленчик – твердый каркас седла, казахские мастера делали несколько изогнутым, чтобы он был по рельефу спины лошади. Под него клали кошму из овечьей шерсти. В ауле Аскара давно уже нет бабушек, которые ее валяли. Седла теперь чаще привозят из России.

«Я хочу делать свои седла, возродить ремесло деда», – говорит Аскар.

Айгуль Куандык,

Актюбинская область

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.