Сельчане сами могут решать, на что направлять бюджетные деньги, но не пользуются этой возможностью. В это время сельские акимы спокойно проводят далеко не всегда нужные конкурсы по госзакупкам, привлекая к одних и тех же подрядчиков.
Многие ли жители сёл знают, что могут влиять на распределение бюджетных средств? К примеру, деревушка остро нуждается в текущем ремонте поселковой дороги. Годы идут, а вопрос не решается. Но при этом местный акимат стабильно выделяет внушительные деньги на перекладывание брусчатки около администрации. Ситуация, конечно, грустная, но, увы, такое происходит сплошь и рядом.
Всё потому, что люди не знают о своих правах, а отдельные чиновники этим пользуются, считает руководитель Северо-Казахстанского филиала Первого антикоррупционного медиацентра Руслан Асаубаев. Институт собраний местных сообществ в стране существует, но в реальности практически не работает.
«Собрание местного сообщества на самом деле может влиять на многие моменты. В частности, именно ими, как представителями конкретного сельского округа, расставляются приоритеты в планировании конкретных работ, на которые стоит выделять деньги. Однако по факту мы видим, что эти собрания работают неактивно. А ведь со стороны населения то и дело мы получаем вопросы о размерах бюджетов, о том, на что эти суммы пойдут. Четвертый уровень бюджета — это налоги самих сельчан и, конечно, они вправе знать эту информацию. Но часто люди даже не в курсе, что у их сёл есть этот бюджет», — констатирует Руслан Асаубаев.
Сейчас самое время напомнить сельчанам об их правах. Поскольку именно на декабрь запланированы сходы, на которых будут выбираться члены местных собраний. И очень важно, чтобы это событие не оказалось формальным. По закону, в собрание могут быть избрано до 25 представителей. За «избранными» закрепляются очень важные функции. В первую очередь, конечно, согласование проекта бюджета и мониторинг его исполнения. Кроме того, члены собраний наделяются возможностью согласовывать кандидатуры на должность сельского акима.
«Сейчас, если упустить из виду сходы по выбору членов местных собраний, мы столкнёмся снова с формальным подходом к этому вопросу на местах. Представителями просто поставят удобных людей, которые молчат и во всём соглашаются с акимом. Тогда и никаких изменений ждать не стоит. За четыре года, а это срок на который избираются представители, можно было бы сделать очень многое для благоустройства населённых пунктов и решения наболевших проблем. Мы очень ждём активности от людей», — говорит собеседник Agroqogam.kz.
Мониторинг государственных закупок в сельской местности наглядно показывает — народного контроля нет. Потому и акиматы на местах не особенно стесняются распоряжаться деньгами так, как им вздумается. И тут же объявляются подрядчики, которым такое положение дел весьма выгодно. Потому что им не приходится сталкиваться с какой-либо маломальской конкуренцией.
«К примеру, в административном центре района Шал акына Сергеевке акимат заключил договор с подрядчиком на обустройство парка на 99,9 млн тенге. Огромная сумма. Но по какой-то причине местный исполнительный орган необоснованно применяет способ государственных закупок из одного источника путём прямого заключения договоров. То же самое происходит в административном центре Тайыншинского района. Там без проведения открытого конкурса заключают договор на 160 миллионов с этим же ТОО», — делится результатами исследования Руслан Асаубаев.
Но это не самое поразительное. Подняв данные за последние годы, общественники увидели, что с 2016 года это товарищество, зарегистрированное в Шымкенте, неплохо заработало денег на североказахстанских селах. В регионе у них заключено договоров на 877 млн тенге! И без нарушений, причину которых представители неправительственных организаций видят в отсутствии народного контроля, конечно не обошлось.
«Мы попросили компетентные органы провести проверку этой компании. Из представленного перечня в 50 заключённых с ними договоров по 14 установлено необоснованное осуществление госзакупок способом из одного источника путём прямого заключения договоров. В шести случаях должностные лица, допустившие это, были привлечены к административной ответственности, по восьми административные материалы оформляются», — отмечает эксперт.
Могли бы МИО допускать подобные нарушения, если бы процедуры государственных закупок были прозрачными, а сам процесс контролировался собранием? Руслан Асаубаев считает, участие простых жителей свело бы коррупционные риски к минимуму. Нужно, чтобы сами сельчане это поняли. Как, например, жители Астраханского сельского округа Аккайынского района. Вопросом: «куда и на что идут бюджетные средства» их заставили озаботиться многолетние нерешаемые проблемы. Деньги на деревню выделяются, но вопросы плохих дорог, качества подачи питьевой воды или проведения толкового освещения пребывают в состоянии стазиса. Сейчас местные активисты через общественников добиваются ответов от местных властей и намерены бороться за то, чтобы каждый выделенный тенге реально шёл на благо родного села.
«Сегодня общественники видят эффект политических реформ, за счет которых повышается запрос от населения, активистов на реальную совместную работу с местной властью, участие в общественном контроле. Поэтому мы выступаем с инициативой провести перезагрузку отношений, взаимодействия и главное – совместной работы. Одним из шагов мы видим проведение всеми акимами сельских округов, а тем более выбранных в текущем году, в прямом эфире собраний местного сообщества по обсуждению и раскрытию бюджетной части статей затрат на текущий год с озвучиванием сумм, принципа отбора подрядчика, объем работ, которые будут выполнены», – резюмировал руководитель филиала Первого антикоррупционного медиацентра.
Павел Притолюк,
Северо-Казахстанская область,