Новый поворот в деле скандальной актюбинской свинофермы

Фото Ratel.kz

Эксперты пришли к выводу, что вреда экологии от предприятия, которое закрыли по требованию местных жителей, нет

С чего всё начиналось?

Работу свинокомплекса в посёлке Бестамак суд приостановил из-за экологических нарушений, которые выявили местные чиновники в ходе внеплановой проверки. Это случилось после того, как в ноябре прошлого года несколько десятков жителей посёлка, недовольных соседством с фермой, обратились к акиму области Ондасыну УРАЗАЛИНУ  с просьбой закрыть ферму. Поводом для недовольства стало то, что, по словам жителей, ферма загрязняла землю и близлежащую реку Байбакты своими канализационными стоками. Кроме этого, сельчане были возмущены тем, что в траншеях около фермы незаконно закапывались туши и внутренности свиней со свинокомлекса.

Ноябрь прошлого года. Чиновники успокаивают местных жителей на стихийном митинге и обещают закрыть ферму.

После встречи с недовольными жителями посёлка Уразалин потребовал, чтобы «свиноводческое хозяйство сменило профиль или прекратило деятельность». На предприятии начались проверки. Они проходили очень быстро. Чиновники, до этого не проявлявшие активности, начали проводить регулярные брифинги и отчитывались, что, исполняя поручение акима, они выявили немало нарушений на свиноферме. Делали они это ещё до окончания проверок. После проверок чиновники подали иски в суд о приостановлении деятельности комплекса. На директора ТОО «Парижская коммуна», учредителя свинофермы Гайка ТЕРТЕРЯНА, возбудили уголовное дело за порчу земли, его взяли под домашний арест. Руководство фермы заявило, что быстро устранило все нарушения и поводов закрывать производство не было. Но суд решил свинокомплекс закрыть. Кроме того, экономический суд взыскал со свинокомплекса ущерб экологии — 7 млрд 27 млн 459 тыс. 824 тенге . Только ущерб от загрязнения земли, как насчитали чиновники-экологи, составил более 4 млрд тенге. Несколько миллиардов, как насчитали экологи, составил ущерб водным ресурсам.

После встречи с жителями посёлка Аким области Ондасын Уразалин на Фейсбуке тут же отчитался о проделанной работе.

Что сказали эксперты

У Ratel.kz оказались результаты экспертизы, которую назначило следствие в рамках дела по порче земли. Эксперты из института судебных экспертиз по поручению следствия провели судебно-экологическое исследование по материалам уголовного дела.

Как сказано в этой экспертизе, в пробах воды, которая сбрасывалась из труб свинофермы на землю и которая якобы текла в реку Байбакты, превышения ПДК (предельно допустимой концентрации) химических веществ не было выявлено. Пробы воды делались как до разразившегося скандала, так и после него. Исследования воды в самой реке Байбакты также не выявили превышения норм ПДК. В своих выводах эксперты института судебных экспертиз ссылаются на справку, которую им предоставило следствие. Это справка Алгинской ветеринарной станции от 13 апреля 2021 года. В своих выводах, в числе прочего, эксперты ссылаются на справку о мониторинге атмосферного воздуха на границе свинокомплекса и посёлка Бестамак. Опуская все термины, одним словом можно сказать — превышение ПДК в воздухе не обнаружено. И в прудах – накопителях фермы, куда сливались биологические жидкие отходы фермы, превышения ПДК в пробах не было. Всё было в норме. В экспертизе есть отсылка к результатам исследований отходов из траншей, которые были взяты с мест захоронений туш в марте 2021 года, когда уже было возбуждено уголовное дело. Вывод экспертов и тут однозначен — отходы из траншей не представляют опасности для здоровья животных и человека.  

Это выводы подтверждает и заключение главного государственного ветврача алгинского района: «находящиеся в траншеях объекты являются благополучными по особо опасным инфекционным заболеваниям сельскохозяйственных животных…»

Также на исследование бралась вода из траншей, где захоронены туши. Место захоронения «не влияет на реку Байбакты», указали специалисты. Мало того, на момент вскрытия траншей было письмо вице-министра сельского хозяйства ДАИРБЕКОВА о том, что эти траншеи вскрывать нельзя. «В связи с риском распространения особо опасных болезней, вскрытие таких мест не допускается», говорилось в этом письме. То есть, замминистра предупреждал о том, что могут быть непредвиденные последствия. Но полицейские и замакима района, которые организовали вскрытие траншей, это предупреждение проигнорировали и дали команду на раскопки. При этом те, кто присутствовал, не были обеспечены средствами необходимой индивидуальной защиты.  Последствия от действий следствия и чиновника могли быть опаснее, чем от отходов, которые они искали.

Что искали чиновники?

Полиция и чиновники — экологи и госветслужба — заявляли в СМИ, что из траншей было извлечено 189.24 тонн отходов. Но, как указала экспертиза, это был общий вес всех отходов вместе с землёй. Сколько там было биоотходов с фермы, определить так и не удалось. Потому что от строительного и бытового мусора их никто не отделял. 

Полицейские разрыли 14 траншей, о которых им рассказали местные жители. Только в 6 из них, как сказано в экспертизе, были «смеси различных отходов». Члены комиссии, проверявшие ферму, утверждали, что отходы захоранивали на территории 5.64 га. На самом же деле, как отметили эксперты, эта территория была куда меньше — 2.2 га. Но из-за того, что траншеи неправильно разрыли, площадь загрязнения только увеличилась.  Извлеченный из земли грунт не был, как положено, складирован на отдельную площадку. А твердо-бытовые и строительные отходы не вывезли на полигон и траншеи не закапывали. Из-за этого, от их размывания талыми водами, эрозии почвы и от того, что отходы разносил ветер, площадь загрязнения земли отрытыми отходами увеличилась на 0.97 га, отметили специалисты, проводившие экспертизу.

Чиновники уверяли общественность и суды, что отходы были зарыты на пастбищах. Правда, по документам, предоставленным самими госорганами, (на них ссылаются в своём заключении эксперты), оказалось, что эта территория к пастбищам не относится. По мнению чиновников-экологов, биоотходы, которые были закопаны в траншеях, не были включены в разрешение на эмиссию (выбросы) вредных веществ для фермы. Это тоже существенно увеличило сумму штрафа за загрязнение земли. Но, как указали эксперты, этого по всем правилам делать и не надо было.  Ещё один довод из заключения экспертизы в пользу того, что земле, на которой обнаружили траншеи, вред не нанесён, — территория, где были захоронены отходы свинофермы, не распахивалась, и на ней ничего не сеялось с 2014 года. Помимо всего прочего, как установили эксперты института судебной экспертизы, негативного воздействия на растительность в районе захоронений тоже нет.  В результате, как рекомендовали эксперты, для того чтобы восстановить землю возле свинофермы, надо вывезти твёрдые бытовые отходы на полигон. А еще — засыпать эти траншеи плодородной землей и посадить там деревья и траву.

Уголовное дело, возбуждённое из-за порчи земли, длится уже семь месяцев. Но теперь, согласно выводам экспертизы, получается, что вреда экологии и земле не было. Чиновники повелись на эмоции группы сельчан, которых кто-то, может быть, умело использовал? Кто же теперь ответит за то, что закрыли предприятие и 400 человек остались без работы, непонятно.

Любопытно, что, когда суды налагали гигантский штраф на предприятие и закрывали ферму, для этого было достаточно лишь заключения экологов. Предприятие еще тогда просило провести полномасштабную экспертизу. Ее провели только в рамках уголовного дела. Когда животноводческий комплекс фактически пустили под нож.

Источник: Ratel.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.