Слово «Қазақстан» впервые появилось в активной лексике сто тринадцать лет назад. Страны такой еще не существовало, а название уже было.
Автор: Асылбек АБДУЛОВ
16 марта 1911 года жители Нарынского округа бывшего Букеевского ханства (нынешний Бокейординский р-н Западно-Казахстанской обл.) удивленно держали в руках первый номер новой газеты. Вдыхая свежую типографскую краску, они шептали, кто вслух, кто про себя: «Қазақстан». Незнакомое прежде словообразование пришлось первым читателям по душе. Имя автора редакционной колонки им было хорошо знакомо, в отличие от логотипа.
К землякам и соотечественникам с первой полосы печатного издания, набранного в арабской графике, обращался популярный в Нарынском округе и за его пределами учитель и поэт Гумар КАРАШЕВ (1875-1921): «Газета – есть та сила, что сплачивает нас едиными целями и стремлениями. Святая цель газеты: призывать к трудолюбию, к овладению науками, культурой и искусством…».
36-летний Гумар Карашев – автор практически всех передовых статей («передовиц»), посвященных важным вопросам текущего момента и грядущим перспективам. Они не казались автору радужными. Как и положение, в котором находились в то время степняки:
«Погубила нас партийная борьба из низкого личного расчета – выделяться, как старший в роде, среди темной массы. Таким образом, мы прозевали образование и искусство и остались невежей в полном смысле этого слова при полной же материальной необеспеченности. Довольно бессмысленно тратить время!».
Модерновое название нового издания придумал тот же Гумар Карашев, и это первая историческая практика, когда люди в своей активной лексике начнут использовать слово «Қазақстан». Пока — как название газеты. Спустя восемьдесят лет на мировой политической карте появится одноименное суверенное государство.
Главный редактор газеты – 37-летний учитель, переводчик, юрист и журналист Елеусин БУЙРИН в своей колонке пишет: «Пусть же молодой «Казахстан» при помощи живого, убедительного и сильного слова будит спящих во тьме наших Букеевцев. Священный долг каждого казаха, любящего свою родину, страдающего ее страданиями, плачущего ее слезами, поддержать это юное и великое дело – появление своего органа печати».
Гумар Карашев в своей дебютной передовице «Что такое газета» ссылается на мировой опыт и призывает следовать передовым практикам: «В этом мире людям нужно учиться друг у друга, нам нужно смотреть в будущее и следовать их примеру. Там издают газеты много лет. Казахам надо обязательно писать и читать, не жалея денег».
Газету делают выпускники разных лет школы Джангира. Последний хан Букеевской орды вошел в историю как просветитель, меценат, открывавший мусульманские и светские школы, почетный член Научно-исторического общества при Казанском университете. Один из издателей газеты приходится ему внуком. Это Шангерей БУКЕЕВ – поэт, просветитель, этнограф, ему на тот момент 64 года, он старше всех своих компаньонов. В благое дело вкладывает 1500 рублей собственных средств.
Денежная помощь пришла также из Семипалатинской области от Ихсана РАХИМОВА и Амана ЮСУПОВА. Еще об одном меценате, поддержавшем начинание, в своем очерке «Баку» написал сам Гумар Карашев. Речь идет о бакинском нефтепромышленнике Зейналабдине ТАГИЕВЕ:
«В прошлом 1911 году, в начале мая, чтобы наладить издание газеты «Казахстан», мы выехали в Баку на поиски Зейналабдина Тагиева кажи, руководствуясь рассказами, услышанными в народе. Хотя многие насмехались над нами. К счастью, кажи нас тепло принял, в помощь «Казахстану» дал тысячу рублей и благословил наше дело. Он прослезился, прощаясь с нами, и передал привет казахам, добавив, что переданные нам средства являются национальным достоянием».
Как выглядела газета «Қазақстан» и о чем писали ее авторы, современные казахстанцы узнали только в 2014 году. Узнали, благодаря подвижничеству исследователя из Уральска Жантаса САФУЛЛИНА и журналиста областного издания «Орал онерi» Казбека КУТТЫМУРАТУЛЫ, который перевел статьи с арабской графики на кириллицу. После долгих поисков они нашли газету в публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге и в Российской Государственной библиотеке в Москве. 16 номеров «Казахстана», изданных с 16 марта 1911 по 16 февраля 1913.
Здесь важно помнить, что в 1947 году Политбюро ЦК ВКП(б) объявило Гумара Карашева деятелем запрещенной партии «Алаш», буржуазным поэтом, муллой, соответственно имя поэта и мыслителя вывели из школьных учебников и запретили всякое изучение его творческого наследия. Самого Гумара Карашева зарубили саблями еще в 1921 году на кровавой заре советской власти. Ему было сорок шесть.
И только с появлением суверенного государства под названием Казахстан к нам, наконец, вернулось имя и творчество одного из создателей и авторов одноименной газеты. Мавзолей Гумара Карашева, возведенный в его родном Жанибекском районе (Западно-Казахстанская обл.), входит в общенациональный реестр «100 сакральных мест Казахстана».
«В наше время свет представляет собой мировой рынок, где приходится нам сталкиваться и с русскими, и с немцами, и с евреями, и с другими, и входить с ними в сношение, являясь то покупателем, то продавцом. Если люди неравносильны между собою знанием, то слабые обращаются в средство наживы сильным.
И вот, чтобы не пасть жертвой в борьбе за существование, нужны наука и искусства. Нам, казахам, тоже нужно воспитывать детей согласно духу времени, чтобы они могли выдержать натиск современников в борьбе за существование. (Гумар Карашев, газета «Қазақстан» №1 – 16 марта 1911 г.).
Источник: Ratel.kz