Депутат: «Минтранс работает в угоду иностранным перевозчикам, а не в пользу казахстанских»

В правительстве рассматривают вопросы альтернативных международных маршрутов для автотранспорта. Закрытие пункта пропуска в Польше и наличие на границе России и Белоруссии всего одного работающего пункта создают немало проблем водителям фур.

Возможно, они теперь будут ездить через Туркмению и Латвию. Такое предложение накануне сделал депутат парламента Болатбек Нажметдинулы. Он рассказал корреспонденту Qogam-media.kz, как это может отразиться на стоимости услуг, не вытесняют ли отечественных перевозчиков фирмы, перебравшиеся к нам из России и Белоруссии и каковы перспективы в этом бизнесе?

– Любое государство должно иметь альтернативные маршруты для грузоперевозок, тем более такая страна, как наша, которая сильно зависит от импорта. Мы завозим оборудование, расходные материалы, продукты питания и многое другое, а также много чего еще вывозим, в том числе грузовиками. И когда Польша закрыла всем машинам со стороны СНГ заезд и выезд, пострадали и наши перевозчики. При этом наша страна не смогла защитить свою позицию. Ситуация, я считаю, показала слабую позицию министерства транспорта, которое не смогло сказать своим коллегам за границей: «мы ведь не мешаем субъектам из Польши работать на территории Казахстана, почему тогда мы должны страдать из-за закрытия въезда и выезда?» Раз создалась такая ситуация, я предложил использовать альтернативный маршрут, которым раньше пользовались наши перевозчики – Узбекистан-Туркменистан-Иран с выходом в Турцию, оттуда через морские порты есть выход в Европу, а так же через сушу – в Болгарию и другие европейские страны, – говорит Болатбек Нажметдинулы.

– Как это скажется на себестоимости и времени грузоперевозок?

– Конечно, этот путь длиннее, чем через Россию и Белоруссию, но альтернатива всегда должна быть. Наши перевозчики постоянно подвергаются дискриминации со стороны соседних стран, хотя мы находимся в одной зоне. Соседи создают условия своим перевозчикам в ущерб нашим. Они спокойно ездят у себя и в Казахстане, при этом наши перевозчики так спокойно ездить в соседних странах не могут.

Альтернативные маршруты дадут нам больше возможности ездить, заниматься перевозками, и соседи должны понимать, что у нас есть выбор. Это лучше, чем зависеть от уполномоченных органов соседних стран. У нас большие проблемы в Белоруссии, проблема с проездом между Белоруссией и Российской Федерацией.

У нас есть и другие маршруты – паромные через Актау, Курык, но там «узкое горлышко» и это не очень удобно, потому что непогода мешает вовремя доехать перевозчикам до этих портов, зимой бывают снежные заносы. Тут, конечно, вопрос к уполномоченным органам, почему-то у нас не чистят дороги вовремя.

– Вы неоднократно поднимали вопрос лоббирования со стороны Минтранса интересов белорусских и российских перевозчиков. Но их теперь даже освободили от уплаты утильсбора и первичной регистрации. Ситуация будет меняться?

– Министерство транспорта в течение последних двух-трех лет постоянно создает условия для того, чтобы наравне с казахстанскими перевозчиками наши грузы по специальному приказу возили перевозчики соседних стран и релоканты. Такое решение принято в ущерб нашим перевозчикам, хотя этого не должно быть. Даже глава государства говорил: казахстанское содержание надо увеличивать. Но слова с реальностью у нас не сходятся, и это, я считаю, прямое игнорирование поручений президента. Некоторые ссылаются на то, что это политическое решение. Почему разменной монетой при этом должны стать перевозчики-казахстанцы? Тогда пусть им компенсируют неустойку. Все страны вокруг создают условия для своих перевозчиков: обнуляют пошлины, освобождают от уплаты за утильсбор, выделяют финансы, а у нас, наоборот, перевозчики платят первичный сбор, утильсбор. После того, как мы подняли вопрос в 2022 году перед президентом, утильсбор обнулили, но все это нивелируют приказы, по которым иностранные перевозчики спокойно работают на территории Казахстана, и обладают объемами, которые могли быть у наших перевозчиков. Рынок не может подняться на ноги, потому что основной объем забирают перевозчики соседних стран. Получается, Минтранс работает в угоду иностранным перевозчикам, а не в пользу казахстанских. По официальным данным Минтранса и комитета госдоходов, который относится и работа таможни, 50,2% перевозок осуществляют отечественные перевозчики. Думаю, в этих 50,2 % наверняка есть и участие российских и белорусских перевозчиков. Доводы о том, что релоканты переехали в Казахстан, и платят большие налоги, я бы поставил под сомнение. Изучая данные, я обнаружил несоответствия и искажения. Но это отдельный вопрос, и мы над ним работаем.

– Будете ли вы и далее требовать от чиновников более лояльного отношения к местным перевозчикам и ужесточения к нерезидентам, так чтобы условия были как минимум равны?

– Я защищал и буду защищать интересы казахстанских перевозчиков, аграриев, строителей, промышленников, транспортников и других граждан, указывать членам правительства на слабые места в работе с ними, чтобы изменить ситуацию к лучшему. К сожалению, многие работающие в министерствах, больше чиновники, чем «рыночники». И мнение таких людей, как я, пришедших «с рынка» должно учитываться при составлении стратегических планов. Даже если наше мнение неправильно, на них должны давать аргументированный ответ. Пока их нет.

Айгуль Куандык

Qogam-media.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.