Вячеслав Локшин: «Мы тормозим включение лекарств в списки закупа и удлиняем путь к пациенту»

С 1 июля 2024 года в Казахстане внедряется цифровая маркировка и прослеживаемость всех лекарств. Это поможет отслеживать весь жизненный цикл лекарственных средств с момента производства до реализации конечному потребителю, исключить контрафакт на фармрынке, повысить доступность лекарственных средств, а также осуществить мониторинг и контроль цен на лекарственные средства.

Доктор медицинских наук, академик Вячеслав Локшин рассказал корреспонденту Qogam-media.kz, что в целом Казахстан обеспечен всеми необходимыми лекарственными препаратами, в том числе инновационными, применяемыми для лечения орфанных, эндокринных, психических и онкологических заболеваний. В тоже время путь внедрения в практику современных инновационных препаратов остается очень долгим, забюрократизированным, что задерживает поступление на рынок самых новых лекарств, а это значит и тормозит развитие здравоохранения и лечебный процесс. Важным и нерешенным остается вопрос регулирования цен на рынке безрецептурных препаратов, что является одной из причин закрытия офисов ряда международных фармпроизводителей.

«В любой стране основная проблема фармацевтического рынка – это недостаток средств. Хотя за последние годы госфинансирование увеличено в разы. С внедрением ОСМС закупки выросли значительно, тогда как для некоторых заболеваний раньше они были невозможны, особенно для пациентов с орфанными заболеваниями.

Ни одна страна не может на сто процентов обеспечить нуждающихся в современных лекарственных препаратах. К сожалению, из-за недостатка средств новые препараты зачастую попадают на рынок через 3-4 года.

У нас еще недостаточно развита система оценки новых технологий, в том числе лекарственных. Порой нас пугает цена за упаковку лекарственного препарата, но при анализе ситуации можно понять, что мы, улучшая качество лечения, экономим средства. Заменяем одним новым лекарством несколько других, уменьшаем сроки лечения, улучшаем его качество и снижаем риски инвалидизации. 

Но порой вместо ускорения внедрения новой технологии мы тормозим процесс включения препаратов в списки закупа и удлиняем путь к пациенту. А потом читаем о результатах успешного внедрения этих препаратов в развитых странах и многочисленных клинических исследованиях, для которых наша страна пока не в приоритете», — объясняет Вячеслав Локшин.

Ученый регулярно выступал за то, чтобы процесс регистрации препарата, цена, включение в протоколы и списки осуществлялись практически одновременно.

«Порой оценку делают одни и те же эксперты, но они процесс растягивают, а можно сделать всё за один раз. И если цена для государства неподъемная, то следует честно сказать, что на данном этапе есть аналоги более дешевые, и эту технологию мы сможем себе позволить только через 10 лет.

Вторая проблема – это вопрос регулирования цен, из-за которого некоторые производители уходят с рынка. В целом, надо сказать, что фармрынок растет, и у нас довольно быстрыми темпами увеличивается отечественное производство. Раньше мы скептически к этому относились, но пандемия показала, что «своя рубашка ближе к телу», и каждая страна, в первую очередь, обеспечивает своих граждан. Поэтому жизненно важные препараты, которые применяются у большого числа пациентов, конечно, нужно производить. Но невыгодно производить малые объемы, так как цена становится очень высокой.

И было бы правильно стимулировать производителя к тому, чтобы он в Казахстане развивал и научные исследования. У нас самый маленький  рынок клинических исследований. Мы копейки получаем, а, скажем, некоторые госпитали США только на клинических исследованиях зарабатывают миллиард долларов в год. Это и опыт врачей, и возможность покупать современное оборудование, и хороший стимул для развития здравоохранения. Если бы мы проводили клинические исследования, многие производители лекарств помогли бы нам внедрить диагностическую, лечебную технологию, чтобы быстрее провести апробацию своего лекарства», – делится академик.

Для международного производителя Казахстан не в приоритете среди стран, с которых нужно начинать реализацию какого-то инновационного препарата. А чтобы попасть в этот список, следует развивать здравоохранение, внедрять технологии, расширять рынок и увеличивать финансирование, считает эксперт.

«Лекарственные препараты, к сожалению, растут в цене, когда происходит девальвация. Поэтому самым главным триггером роста цен является неустойчивость национальной валюты. К тому же, отечественные лекарства производятся на импортном оборудовании с импортными субстанциями. По идее, цены на существующие лекарства особо не растут. Но если для производителя это невыгодно, то он просто уходит с рынка.

Если говорить о качестве, то у нас уже много лет существует строгая система контроля. Но нам надо больше реагировать на рынок, смотреть на заявки врачей, на заполнение желтых карточек. Потому что мы нередко сталкиваемся с тем, что препараты менее эффективны, чем ожидаем. Качество в любом случае должно быть в приоритете!» – подытожил Локшин.

Ксения Кожабаева,

Qogam-media.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.