Владимир Алексанин: «Учебные заведения скрывают факты буллинга, потому что это означает, что педагог не работает»

По данным ЮНИСЕФ-Казахстан, каждый четвертый ребенок подвергается буллингу и дискриминации. Эксперты говорят, что цифру можно увеличить, потому что здесь речь идет не только о тех, кто столкнулся с буллингом, но и о тех, кто участвовал в нем.

Травля подростков, которые не вписываются в стандарты, – проблема острая и опасная. Такие дети подвержены более высокому риску суицидального поведения. Несмотря на то, что тема буллинга обсуждается постоянно, по сей день в Казахстане нет системных методов решения и единой сформированной стратегии, лишь разрозненные эксперименты психологов-энтузиастов.

Об этом корреспондент Qogam-media.kz поговорил с тренером программ UNICEF, членом Ассоциации практикующих психологов Казахстана, президентом ОО «Мигдаль» Владимиром Алексаниным.

«Я являюсь партнером Уполномоченного по правам ребенка в Костанайской области, и мне постоянно пишут как родители, так и дети. Мы регулярно инспектируем школы и определяем конфликт или настоящий эпизод, который касается буллинга. Это наша системная работа. Учебные заведения скрывают факты травли, потому что это означает, что педагог не работает. Получается, что не соблюдаются права человека, права ребенка. Буллинг – проблема коллектива взрослых людей, они не остановили этот процесс и не установили правила в школе. Дети подчиняются правилам взрослых, они не будут транслировать буллинг, если он запрещен. Его начинают взрослые либо своим действием, либо бездействием. Поэтому проблемой следует заниматься не только психологам в школах, а всему коллективу, вплоть до охранника, вахтерши и повара. Все должны следить за этой ситуацией.

Лично я в борьбе с буллингом опираюсь на работу норвежского психолога Дена Олвеуса, он говорит, что есть семь пунктов, которые нужно выполнить. Первое – дать название этому явлению, то есть мы должны называть вещи своими именами. Необходимо дать однозначную оценку происходящему. Третье – обозначить травлю, как проблему группы. Это проблема не только буллера и жертвы. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор о том, что есть другие способы, мирные и одобряемые, как стать лидером в компании. Сформулировать позитивные правила и заключить контракт. Мы с детьми создавали целые соглашения, которые они закрепляли у себя в классе на доске. Им это очень нравилось! Далее мониторинг и поддержка позитивных изменений. И последнее – гармонизация иерархии: у  учителей не должно быть любимчиков. В основном те, кто начинают буллинг, это как раз таки учителя.

Сейчас мы реформировали подход к проблеме. Из психологической и социальной сферы вывели буллинг в правовое пространство. Внесли поправки в закон о правах ребенка, конкретно статья 10. Самую масштабную работу по профилактике буллинга ведет ЮНИСЕФ Казахстан. Это глобальные, охватывающие всю страну, проекты. Мы осуществили проекты и против кибербуллинга. Тысячи волонтеров по стране учат, как справляться с буллингом, а мы, в свою очередь, обучаем психологов, социальных педагогов и директоров тому, как построить безопасное образовательное пространство в школе, как защитить ребенка и не допустить вообще это явление в образовательном учреждении.

В этом году инфлюенсеры запустили большие флешмобы против буллинга. Всё это делается для того, чтобы добиться нулевой терпимости к такому виду насилия. Нам необходимо добиться того, чтобы законы работали, потому что реформа МВД пока что не привела к радикальным изменениям. Я, к сожалению, вижу, что контролирующие органы продолжают скрывать такие факты или не принимать заявления, игнорируя их. Когда в этом направлении ситуация изменится, тогда сможем добиться положительного результата в плане защиты прав ребенка, женщин и, в целом, прав человека в стране», – объяснил Владимир Алексанин.

Ксения Кожабаева,

Qogam-media.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.