Казахстанские экспортеры в национальной палате предпринимателей Атамекен в очередной раз собрались для решения проблемного вопроса, касаемого отгрузок товаров в Китай. Миллионные убытки и брошенные порядка 8 тысяч вагонов – ситуация с отправкой в КНР остается без изменений, передает портал zerno.ru со ссылкой на MARGIN.KZ.
Напомним, в конце января ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» провело переговоры с китайской стороной, по результатам которых, КНР пообещали увеличить прием грузовых поездов из Казахстана на станцию «Алашанькоу» до 18-20 поездов, на станцию «Хоргос» до 8-10 поездов в сутки. Однако фактически договоренности в силу не вступили.
Директор департамента логистики и перевозок НПП РК «Атамекен» Мурат Амрин отметил, что в данный момент наблюдается снижение предпринимательской активности из-за длительных грузов простоев. Следствием такой ситуации станет потеря отечественными предпринимателями деловых партнеров, связи с которыми нарабатывались много лет. Более того, в ближайшее время, считает спикер, вагоны с мертвой точки не сдвинутся. Согласно письму, поступившему в Нацпалату от МИДа КНР усиление карантинный мер Китаем, начавшееся с середины ноября, продлится до конца весны.
— Это при том, — говорит Амрин, что ранее проходила информация о достигнутых договоренностях между железными дорогами двух стран об увеличении приема вагонов с 1 февраля.
Помимо этого, не выполняются обязательства по другим оговоренным с КНР пунктам. Например, зерно отправляется раз в три дня, хотя речь шла об отправки раз в сутки. Вместе с тем, по оценочным данным, ущерб грузоотправителей за порчу груза в пути следования может составить порядка 17-18 млрд тенге.
В свою очередь представители КТЖ заявили: несмотря на то, что «прослеживается незначительная динамика отправки вагонов в Китай», гарантий, что будут приниматься в дальнейшем вагоны – нет. В КТЖ заверили, что «прилагается максимум усилия для беспрерывного грузопотока».
Еще одна проблема, поднятая в ходе совещания — ремонт вагонов. По словам учредителя группы компаний «Северное зерно» Евгения Карабанова, часть вагонов выходит из рабочего состояния и требуют ремонта, в связи, с чем перевозчики вынуждены возвращать вагоны. Предприниматель предложил экспортерам обратиться в министерство торговли и интеграции, где существует программа компенсаций, с просьбой пересмотреть порядок возмещения расходов для грузоотправителей. По сути, экспортеры уже оплатили сертификацию, услуги операторов вагонов, оплатили возврат.
Участники рынка еще раз подтвердили готовность установить закупить дезинфицирующую станцию с привлечением компании China Cerficaon & Inspecon Group (CCIC), сертификат которой является признанным на международном уровне и аккредитованным китайским государственным комитетом по оценке соответствия.
Участники рынка в очередной раз предложили выйти на уровень Правительства РК, так как «проблема затянута» и решить ее своими силами не получается.
В свою очередь руководитель управления железнодорожного транспорта Комитета транспорта МИИР РК Елдос Нестай отметил, что Министерство индустрии РК дважды выходило с письмом за подписью премьер-министра РК на Правительство КНР, но «четкого ответа так и не получило». По его словам, в ближайшее время будет инициировано вынесение вопроса по грузоперевозкам в направлении КНР.
Подводя итоги совещания, Мурат Амрин подчеркнул, что министерству индустрии и инфраструктурного развития совместно с МИД РК и МФ РК необходимо рассмотреть предлагаемые меры для решения ситуации с застрявшими и брошенными вагонами на площадке рабочей группы по решению вопросов перевозки грузов ж/д транспортом в направлении КНР, последнее заседание которой состоялось в ноябре 2020 года.
Источник: http://zerno.ru