Численность сайгаков в Казахстане к концу года может достичь 2,6 миллиона. Такого количества этих диких животных в нашей стране еще не было.
Они наносят ущерб аграриям – он достиг уже 12 млрд тенге, из-за скученности возникает риск вспышек различных заболеваний, которыми могут заразиться и сельскохозяйственные животные. Кроме того, усугубляется проблема нехватки пастбищ и водопоев. Поэтому в ближайшее время должны решить, что делать со степными антилопами, возобновлять ли на них промысел?
Сайгаки стали самым массовым копытным видом охотничьих животных. Оптимально по научным данным поголовье сайги в Казахстане должно составлять 600-700 тысяч голов. Но их в разы больше. Особенно много сайгаков в Западно-Казахстанской области. По результатам весеннего авиаучета, уральская популяция составила 1 130 000 особей, по Казахстану достигла 1 915 000 особей. Об этом говорили недавно специалисты, обсуждая ситуацию с сайгаками. По словам зампредседателя Комитета лесного хозяйства и животного мира МЭПР РК Андрея Кима, 10-процентое изъятие сайгаков на популяцию не повлияет никак, 20-процентное сократит их численность, 30-процентное остановит рост популяции. Сейчас речь идет об изъятии до 20 процентов степных антилоп. Но отстреливать их не будут.
Специалисты предлагают применять коралевый метод отлова сайги. Что это такое, как его применяли раньше, и можно ли его восстановить, QOGAM-MEDIA.KZ рассказал Елдос Исмагулов, бывший научный сотрудник института зоологии, многие годы посвятивший изучению сайги, промыслу и знающий об этом, кажется, все.
В одни ворота
Начнем с того, что из себя представляет коралевый вид промысла. Как объясняет опытный зоолог, кораль – это легко переносимый загон, для сооружения которого используются металлические трубы, между которыми натягивают сетку, похожую на волейбольную, но она гораздо выше. В загон на мотоциклах загоняют животных и отлавливают.
«За последние десятилетия сайга трижды была на грани вымирания и восстанавливалась, – начинает рассказывать Елдос Исмагулов. – Когда в 60-х годах в очередной раз она восстановила свое поголовье, в стране организовали «Охотпромхозы», которые занимались промыслом сайги. Бетпакдалинский «Охотпромхоз» был в Жезказгане, Актюбинский в Иргизе, Уральский в Жангале и Гурьевский в Доссоре. Каждый год проводили авиавизуальный учет животных, исследовали их плодовитость, смертность, и на основании результатов такой работы готовили научные рекомендации по размеру промысла. Для добычи сайги изначально применяли отстрел. Это был неплохой метод, но слабо контролируемый. Со временем бригады стали заставлять маркировать патроны, чтобы можно было найти тех, кто не подобрал подранков и туши».
Коралевый метод в Казахстане впервые опробовали в конце 80-х годов. Для этого со своим коралем приехала бригада мотогонщиков из Калмыкии, где этот метод был внедрен раньше. За день бригада из 5 человек добыла, дважды переставляя кораль, 980 голов сайги. Елдос Исмагулов контролировал эту работу, писал отчет. По его словам, результаты применения нового вида промысла сайги одобрили, и его стали внедрять и у нас. Но им стали активно пользоваться и браконьеры. За 2-3 часа они могли убить 1,5-2 тысячи сайгаков, спилить рога, и уехать.
Рога поставляли в Гонконг и Сингапур
«Степь тогда буквально воняла из-за оставленных туш сайги. Был случай, когда мы гнались за браконьерами, они на такыре убили 98 сайгаков-рогачей, спилили рога, а 4 тонны мяса бросили гнить. И таких случаев было немало, – говорит зоолог. – Стоимость рогов в то время доходила до 800 долларов за килограмм, а в среднем стоила 500-600 долларов. Рогами занимался «Продинторг», через него это сырье шло на два рынка – в Гонконг и Сингапур. Но со временем браконьерство достигло такого размаха, что цена на рога упала до 20 долларов за килограмм. Бум браконьерства совпал с открытием в конце 80-х кооперативов. В степь потянулись караваны сборщиков рогов с водкой, чаем, мукой, порохом и патронами. У людей, живших в степи, они скупали рога, либо меняли их. Те охотились на сайгу, пилили рога, а мясо оставляли. В 90-х стали забирать и мясо».
Резкое снижение поголовья сайгаков в конце 90-х годов Елдос Исмагулов связывает с истреблением самцов-рогачей. Поголовье сайги зависит от воспроизводства, а воспроизводство от числа самцов. Так вот, к концу 90-х в табунах этих самцов осталось всего 3-4%. Во время гона они сильно изнашиваются и часто гибнут.
Но теперь сайгаков много, как никогда, и снова встал вопрос о промысле. В частности, о возврате к коралевому методу отлова. Но специалистов, которые знают все тонкости этого дела, почти нет. Как заниматься промыслом?
«Я за рациональный и обдуманный подход к этому делу. Да, и коралевый метод, и метод отстрела утрачены, специалистов нет. Те, кто занимался этим раньше, давно на пенсии, либо их уже нет. Нет ни мотогонщиков, ни тех, кто мог бы ставить корали, а это тоже нужно уметь, иначе сайга загоны просто обежит и пойдет дальше. Бригады надо готовить. Специалистов, которые могли бы за это взяться, один-два на всю страну, к их числу я отношу и себя. Мотогонщиков, которые должны уметь отбить сайгаков от стада и загнать в кораль, обучить можно за 1-2 месяца. Можно научить ставить и сам кораль. Но с таким вопросом из госструктур ко мне пока никто не обращался».
Даже если наладить промысел, куда девать сырье? Раньше промыслом мясо шло населению, рога по специальной технологии консервации заготавливали для «Продинторга», шкуры сдавали на кожгалантерейные фабрики. Много кожи уходило за рубеж: из нее получают самую лучшую лайку.
Охота будет только в ЗКО?
«Я слышал разные мнения, но считаю: промыслом сайги надо заниматься только в Западном Казахстане, и делать это следует под жесточайшим контролем. Остальную сайгу не надо трогать. В ЗКО промысел необходим, потому что там пастбища небогатые, чтобы прокормить такое количество сайги, и есть угроза подрыва кормовой базы», – говорит Елдос Исмагулов.
Он за коралевый метод промысла. По его словам, если 3-4 кораля поставить, то в течение месяца можно отловить достаточно много животных и заготовить большое количество мяса.
Кстати, высказался зоолог и по поводу возможного одомашнивания сайги. Такие предложения при обсуждении проблемы роста численности степных антилоп звучали тоже.
«Казахи всю жизнь занимались скотоводством, думаете, они не пытались приручить сайгаков? Пытались, но широко мигрирующих диких животных невозможно приручить. До 2 лет они вырастают, и им надо куда-то бежать. Даже в заповеднике с возрастом они перестают подпускать к себе человека. Переселять, перевозить их тоже бесполезно», – говорит он.
На сайгу охотились по ночам
А вот что рассказал 79-летний Виталий Леванов, многие годы проработавший замдиректора республиканского «Охотзоопрома»:
«В советское время в «Охотпромхозах» работали промысловики, в основном, опытные люди. Они отстреливали по 50-200 тысяч сайгаков. У коралевого отлова есть свои минусы. При таком промысле в загон попадают и самки, и самцы, и сеголетки. Отстрел же делается выборочно».
Как рассказывает Виталий Леванов, из разрешенного для отстрела числа сайгаков, основную часть составляли самки и сеголетки, и всего около 4 процентов были самцы. Охотились на сайгу осенью, причем по ночам. Для этого бригада выезжала в степь на бортовой машине, на ней устанавливали мощный прожектор, в передней части кузова — будку для фарщика. Дело в том, что сайгаки реагируют на свет. Бригада находила в степи стадо, останавливалась, и фарщик направлял на животных свет так, чтобы они бежали к машине, а не от нее. В это время выборочно вели отстрел.
«Самцов берегли. Почему? С декабря у сайгаков начинаются свадьбы – гон. И если добывать самцов, на следующий год можно остаться без потомства. Гон у сайгаков приходится на самое суровое время – зиму. Самец спаривается с 10-15 самками, и к февралю он сильно обессиливает и худеет, часть самцов после гона погибает», – говорит Виталий Леванов.
Коралевый метод, по его словам, «Охотзоопром» применял для куланов и других животных, которых надо было отловить, чтобы переселить в другое место.
«У сайги, если ее гонят километров десять, – стресс, мясо получается плохого качества, нарушается технология заготовки. Поэтому коралевый метод не совсем хороший, особенно, если им будут заниматься неопытные люди. Поэтому я — за отстрел», – говорит собеседник.
«Не соглашусь, – парировал слова коллеги Елдос Исмагулов. – Мотогонщики на промысле гонят сайгу считанные минуты на скорости до 45 километров в час, сбивая им направление. И только последний рывок непосредственно перед сеткой – на пределе. Если гонщики опытные, мясо получается чистым. При коралевом методе отлов тоже выборочный. В загон попадает такое же соотношение животных, какое есть в природе. Чисто самцовый табунок гонщики могут не трогать».
Белка как в мясе птицы
Арстан Мамырбаев, профессор Западно-Казахстанского медуниверситета, хорошо помнит те времена, когда мясо сайги продавали в магазине.
«Люди брали его охотно, – рассказывает он. – Такое мясо в крайне незначительных количествах содержит животные жиры, богато белком и протеином. Содержание белка в мясе сайги примерно на одном уровне с мясом птицы и овцы, но жиров, фосфолипидов, триглицеридов в нем гораздо меньше. Сайгачатина низкокалорийная, полезна для людей, страдающих заболеваниями органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы и диабетиков».
Промысловым отстрелом сайги в Казахстане занимались с послевоенных лет до конца 80-х, сайгачатина в магазинах стоила 1 рубль за килограмм.
Охота на самцов сайги начиналась в августе, после этого охотились на самок и молодняк. К середине декабря работа заканчивалась. Чтобы добычу возобновить, надо подготовить не только кадры – необходимо восстановить всю цепочку, начиная от забуривания кораля, промысла, транспортировки туш до цеха, подготовки охлаждающих помещений и прочего. Поэтому вполне возможно, что охоту на сайгу начнут в следующем году.
Но, как говорит Елдос Исмагулов, еще неизвестно, какой будет зима. Если морозы и потепление, на снегу образуется корка, сайга не сможет прокормиться, 20-сантиметровый снежный покров для нее уже смертелен. При наледи до 90 процентов сайги, может полечь, и такое было неоднократно. Так что, где будут вести добычу сайги, будет ли она вообще, пока вопрос…
Айгуль Куандык
Qogam-media.kz