12 сентября. /Айгуль Куандык/ QOGAM-MEDIA.KZ – С 1 сентября грузоотправители не могут отгрузить продукцию получателям, а это сырье для южных мельниц и готовая продукция на экспорт. Задержки приведут к авралу на элеваторах, не будет возможности своевременно сушить сырое зерно, и негде будет его складировать, считает вице-президент Союза зернопереработчиков Казахстана Таисия Колегова.
С началом уборки урожая объемы зерна и муки увеличились, но с отгрузкой продукции у зернотрейдеров и мукомолов извечные проблемы. Вагоны простаивают с 1 сентября.
«Нехватка вагонов – это ежегодная проблема. С этими вызовами бизнес научился бороться. Многие компании приобретают собственный вагонный парк, другие арендуют на долгосрочных условиях. Проблема сейчас больше в том, что мы не можем в срок отгрузить продукцию из-за проблем с движением по железной дороге. В данный момент нас, клиентов, грузоотправителей, КТЖ просто игнорирует, не предоставляя аргументированные ответы с указанием причин несогласования планов на перевозку. Предварительно у нас в Петропавловске было совещание в «Атамекене» с представителями КТЖ, нам четко сказали, что проблем на железной дороге нет, закупили новые локомотивы, какие-то участки дорог отремонтировали, заверили, что все дополнительные планы будут согласовываться, а по факту через 3 дня после совещания вся работа встала. Мы и другие клиенты по всему Казахстану ничего не можем отгрузить», – говорит Таисия Колегова.
По словам вице-президента Союза зернопереработчиков Казахстана, основной поток зерна и продуктов перемола ждет отправки в Афганистан и Среднюю Азию через Сарыагаш. За август перевезли 1 млн тонн продукции, в сентябре по дополнительным планам ни одной.
Традиционно сезон продажи муки стартует в сентябре, многие мельницы не подали основные планы заранее в августе, так как не имели заключённых контрактов на продажу готовой продукции. Учитывая, что глобальных проблем на железной дороге нет, и пограничные переходы свободны, все подали дополнительные планы на сентябрь в конце августа, имея уже обязательства перед покупателями и накопленные товары на складах. Теперь все стоит.
Чем чревата такая ситуация? Отправители не могут получить валютную выручку, а значит, не могут покупать у фермеров зерно. Мало того, забиваются элеваторы, там негде его складировать.
«В сентябре нам отгрузку сдерживают, в октябре будет наслоение, а это коллапс. На качественную пшеницу цены не снизятся – ее мало, а вот сырая из-за дождей не то чтобы снизится в цене, вообще может пропасть», – говорит Таисия Колегова.
В связи с этим Сапаров распорядился, чтобы минимизировали последствия непогоды, оказали всю необходимую поддержку аграриям.