Казахстан-Китай. 2 сентября. /Павел Притолюк/ QOGAM-MEDIA.KZ – Отечественные переработчики масличного сырья готовы реализовывать задачи, озвученные президентом страны, однако для достижения успеха необходимо решить многолетние системные проблемы.
В своём обращении к казахстанцам Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на том, что нашей стране необходимо дистанцироваться от модели сырьевого государства. Представители перерабатывающего звена в АПК с воодушевлением встретили эту идею. Равно как и акцент на экспортном потенциале. Однако для того, чтобы торговые потоки из Казахстана значительно выросли, необходимо решить целый ряд вопросов, причём большинство из них – внутри собственных границ.
И вот о чём речь. Буквально за день до послания в КНР, в провинции Цзянсу, прошёл второй казахстанско-китайский форум предпринимателей, на котором были обсуждены вопросы дальнейшего инвестиционного развития, а также торгово-экономического и транспортно-логистического сотрудничества. И здесь казахстанским маслопереработчикам пришлось который раз озвучить проблемы, тормозящие указанные выше цели. Это как раз беды с логистикой и неразвитая инфраструктура на погранпереходах между РК и Китаем.
«Остаётся актуальной проблема согласования планов, так как отсутствует эффективная система. Возникают простои вагонов на пограничных переходах. Параллельно мы вынуждены говорить о том, что наша собственная железнодорожная инфраструктура изношена, а вагонов в разгар сезона порой не хватает не только для нужд экспортёров, но и для поставщиков сырья для казахстанских перерабатывающих предприятий», — отметил в разговоре с корреспондентом QM председатель правления Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкар Ибрагимов.
Сейчас, утверждает отраслевик, маслозаводам, отгружающим продукцию на экспорт, зачастую приходится работать, что называется, вопреки всему. Тем не менее, очевидна положительная динамика поставок казахстанской продукции в Китай. За первое полугодие прошлого года наши предприятия отправили в Поднебесную около 50 тыс. тонн продукции в виде растительных масел и высокобелковых кормов. В 2023 году за аналогичный период времени экспорт в данном направлении увеличился на 63% и составил 81,1 тыс. тонн.
Если действующие проблемы хотя бы на железной дороге будут решены, заключил эксперт, отечественным предприятиям не составит больших трудностей для исполнения задач, поставленных главой государства в Послании.