
В Казахстане активно пропагандируется лозунг: «Ребенок должен жить в семье». И действительно, количество воспитанников детских домов год от года сокращается, это связано с альтернативными формами устройства в семью. А сами учреждения трансформируются в центры поддержки детей.
До определенного возраста сиротами занимается государство, затем наступает взрослая жизнь. И зачастую такие дети остаются за бортом, совершенно не приспособленные к выживанию в социуме.
О том, как живется детям-сиротам в казенных учреждениях, и что их ждет дальше, рассказал директор Рудненского Центра поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации.

Предвзятое отношение
– Чем раньше ребенок попадет в детский дом, тем для него лучше. Многие ставят клеймо на таких детях, говорят, мол, яблоко от яблони недалеко падает. Но я считаю, что всё индивидуально. Задача нашего коллектива – показать им другую жизнь, но многое зависит от ребенка. Если он 12 лет, к примеру, жил в ужасных условиях, где было пьянство и насилие, то потом его тяжело перестроить. Хотя со стороны государства идет колоссальная поддержка. Дети могут посещать сразу несколько кружков, получают различные подарки от спонсоров, есть много механизмов поддержки. Кого-то из воспитанников такой подход портит, они начинают думать, что им все должны. Это одна сторона медали. Вторая: выходя из детских домов во взрослую жизнь, дети часто сталкиваются с равнодушием людей. Им катастрофически не хватает человеческого внимания.
Мы за 10 лет в рамках программы «Дорога домой» побывали в16 районах Костанайской области. Рассказываем о формах устройства, которые существуют: это гостевая семья, патронат, опекунство и усыновление. Показываем наших воспитанников. За эти годы нам удалось устроить в семьи 290 детей с минимальным количеством возвратов. Три года у нас работает Школа приемных родителей. Взять чужого ребенка не просто, к этому надо готовиться. Мы, конечно, сопровождаем потенциальных родителей на всех этапах, с ними работают социальные педагоги. В 2023 году в семьи ушли около 20 детей.
С 2023 года детский дом получил новый статус – Центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Еще одно новшество – будут созданы две службы. Одна будет заниматься устройством детей в семью, а другая – взаимодействовать с детьми, находящимися в Центре. На данный момент у нас 96 детей, из них лишь 18 процентов сирот, остальные – дети, оставшиеся без попечения при живых родителях. В северных регионах, кстати, риск поступления детей в детдома гораздо выше, чем в других. Поэтому упразднить полностью такие учреждения не получится», – говорит директор Рудненского Центра поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Без права на жилье
Крыша над головой – одна из самых острых проблем. Покидая детский дом, сказка заканчивается, и наступает суровая реальность. В списке очередников дети-сироты могут стоять десятилетиями. Чиновников особо не волнует, где и как будут жить выпускники детских домов. Поставив их в очередь, они убеждены, что выполнили свои функции.
– У каждого ребенка при поступлении в детский дом открывается счет, на который должны падать деньги по потере кормильца. Около 26-28 тысяч тенге ежемесячно. Но при условии, что он – абсолютная сирота, а если родители живы и не платят алименты, естественно, счет пустой. Мы с контролирующими органами пытаемся как-то повлиять на эту ситуацию, и нерадивых родителей призываем к ответственности, но зачастую эта борьба безуспешна. Детей на каком-то этапе отслеживаем, но потом они остаются один на один со своими проблемами. Я считаю это неправильно! Окончив колледж, подросток понимает, что нет подушки безопасности. В очереди на жилье такие дети стоят годами. Прописаться им, соответственно, негде. Не следует забывать, что сиротам не на кого опереться и не у кого просить помощи. На детей-сирот приходится 20 процентов всего выдаваемого жилья. Если они живут в небольшом городе, то там вообще редко что строится. Программы кредитования не подходят для выпускников детских домов, так как нет возможности предоставить поручителя и накопить денежные средства на первый взнос», – объясняет Павел Коваль.

На сегодняшний день в очереди на получение жилья стоит 62 943 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С начала 2023 года им выдано 275 квартир. Глядя на цифры, понимаешь, что это капля в море. Заветные квадратные метры для выпускников детского дома так и остаются несбыточной мечтой, а «хождение по мукам» продолжается.
Ксения Кожабаева,
Костанайская область,
qogam-media.kz