Аманжол Сагнаев: «Есть колледжи, которые показывают 95% трудоустройства, но это нечестные цифры!»

Фото автора

За последние несколько лет система образования претерпела ряд существенных изменений. Естественно, реформы и новшества коснулись системы ТиПО. Год назад колледжам дали академическую свободу, Министерство образования и науки сократило перечень специальностей, доступных для заочного обучения, а также началась подготовка кадров по целевому заказу бизнеса. И всё бы ничего, да только положительный эффект от проводимых реформ на деле оказался минимальным.

«Академическая свобода дала возможность каждому учебному заведению самостоятельно определять образовательное содержание. Казалось бы, что плохого? А вот что! Часть колледжей, особенно частных, в угоду абитуриентам, родителям, студентам может сокращать сроки учебного процесса. Или давать две специальности, и это не совсем правильно. Студент, который обучается в другом регионе по определенному профилю, при переезде в другой город не сможет восстановиться. Из-за большой разницы в модулях и предметах. Отдали на откуп каждому учебному заведению разработку программ. Колледжи все разные и инженерно-педагогический состав тоже. При Министерстве существует серьезная организация «Talap», которая и должна вести всю методическую работу. Страна – одна, и требования должны быть одни», – считает директор Рудненского политехнического колледжа Аманжол Сагнаев.

Еще одним ударом под дых для системы ТиПО стали упрощенные условия поступления в вуз. Ситуация складывается таким образом, что большинство  колледжей страны, которые были ориентированы на базу 11 классов, рискуют не набрать группы. Студенты понимают, что выгоднее пойти учиться на «вышку». Чревато это тем, что предприятия недополучают специалистов. И если сейчас это не так заметно, то через лет 10 возникнет реальная проблема, так как на смену старым кадрам никто не придет.

«Сегодня по области, да и по стране картина «аховая», сильный недобор. Уверено себя чувствуют только несколько колледжей в регионе, где есть запас прочности. Идет перебор в медицинском, педагогическом и в автодорожном колледжах. Если мы раньше принимали документы и это был наш потенциальный студент, сегодня же из-за системы ранжирования абитуриент подает документы одновременно в четыре учебных заведения. И у нас идут сумасшедшие перепады.

Был снижен пороговый балл прохождения в вуз, при 140 баллах достаточно набрать 50. Притом что абитуриент имеет четыре попытки. Естественно, институты в таких студентах кровно заинтересованы, потому как они учатся на коммерческой основе. В свое время результаты ЕНТ были одним из показателей работы акимов, сегодня этот индикатор убрали. Ранее директора школ фильтровали 10-е классы, сейчас они набирают всех подряд. И никого не волнует, зачем этот двоечник протирает штаны два года! Сегодня трудно родителей переубедить, каждый старается, чтобы его чадо поступило в вуз. Даже не принимая во внимание актуальность этой профессии, и будет ли он вообще работать по специальности.

Трудоустройство на сегодня должно быть в пределах 70 процентов от общего выпуска по каждой специальности. Большую часть наших ребят забирают в армию весенним призывом, армия стала рабоче-крестьянской. И они не попадают в графу трудоустройство. Также если студент пошел учиться после колледжа дальше по специальности, это тоже не учитывается. У нас есть колледжи по стране, которые показывают 95 процентов трудоустройства, но это нечестные цифры!» – объяснил эксперт.

Буксует в Казахстане и дуальное образование. К примеру, студенты, обучающиеся по такой системе в Германии, – это уже готовые специалисты для предприятий. В программах на равных правах участвуют, как концерны с мировыми именами, так и малый бизнес. Тем временем в нашей стране у предприятий напрочь отсутствует стимул. Связано это с огромными финансовыми затратами и бюрократией.

«Не каждое предприятие оказалось готовым включиться в процесс подготовки кадров. С этим тяжело в районах – нет крупных предприятий, которые одномоментно примут большое количество ребят на производственную практику. Сфера обслуживания тоже хромает, явно не нужны в одну организацию несколько десятков поваров, кондитеров, если только речь не идет о кондитерской фабрике «Баян Сулу». Рудненским колледжам повезло, есть горнорудный гигант АО «ССГПО». Они охотно, уже с четвертого курса, забирают к себе ребят.

Я считаю, что дуальное обучение требует пересмотра нормативно-правовой базы. Большую часть нагрузки свалили на колледжи. Если мы пошли по европейскому пути, значит, надо соответствовать выбранному курсу. Бизнес должен быть заинтересован и принимать участие во всех процессах, начиная с составления учебных и рабочих программ. Малый бизнес в этом плане не срабатывает, а большой инертен и забюрократизирован.

Для того, чтобы в колледж пришли учиться осознанно, нужна ранняя профориентация, желательно, начиная с детского сада. Еще школа должна быть заинтересована, чтобы их выпускник не потерялся, и, конечно, родители. В 15-16 лет трудно определиться с выбором профессии. Но если стоит выбор – отправить ребенка в 10-й класс или в колледж, лучше выбрать колледж. Мы даем полноценное среднее образование плюс профессию», – подытожил Аманжол Сагнаев.

Ксения Кожабаева,

Костанайская область

qogam-media.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.