Казахстанская Фемида разбиралась с иском российского ОАО «ДС-Логистик». Компания утверждала, что казахстанская сторона якобы незаконно заблокировала аккаунты их представителя в сервисе бронирования очереди для пересечения госграницы. На самом деле, выяснилось в суде, представитель компании сам умышленно искажал вносимые данные, забивая электронную очередь «фейками».
Занятное судебное решение опубликовано Специализированным межрайонным экономическим судом Восточно-Казахстанской области. Судя по тексту, некий Жалобкевич был зарегистрирован в сервисе бронирования электронной очереди «CarGoRuqsat» в качестве представителя сразу нескольких российских и польской компаний, кроме уже названного ОАО «ДС-Логистик», это ЗАО «Фестина-Рус», «Рустранс-спедиши», «ДС-Восток» и «DSPL Sp.zoo».
Претензия истца заключалась в том, что два его аккаунта в сервисе были заблокированы, хотя сами очереди аннулированы не были, то есть по уже занятым очередям прибывшие на границу фуры могли проехать. Только выяснилось, что часть этих авто – виртуальные.
На 31 января 2023 года (электронный сервис стартовал в ноябре 2022 года – «QM») Жалобкевич указан в 1 108 слотах бронирования, в качестве заявителя его данные упоминаются в 1 017 случаях бронирования, в качестве владельца автотранспортных средств – 579, в качестве владельца прицепа – 671 и в качестве водителя – в 4 случаях бронирования. В общей сложности бронирования «вездесущего» Жалобкевича заняли 63% от всего количества транспортных средств, пересекших пункт пропуска!
Столь массово занять очередь удалось не только за счет большого количества транспорта, зарегистрированного за российскими компаниями, но также за счет указания при бронировании «недостоверных знаков транспортных средств, что приводило к двойному бронированию по одному и тому же транспорту». Иными словами, госномера машин вбивались в видоизмененном варианте несколько раз, например, через тире или без. Всё из-за того, что в сервисе нет интеграции с российскими базами данных о регистрации транспорта, такие «фокусы» и проходили.
Как прокомментировали в АО «Информационно-учетный центр» Министерства финансов РК, после выявления данной схемы сервис был доработан и стал выявлять схожие данные, внося их в «группу риска», которую более детально уже изучает администратор сервиса. Кроме того, сегодня нерезиденты Казахстана обязаны прикладывать при бронировании «сканы» паспорта водителя, техпаспорт и страховой полис на автомобиль. В случае, если есть несовпадения, бронь не выдаётся, а аккаунт блокируется.
Согласно статистике сервиса «CarGoRuqsat», расположенном на цифровой платформе Qoldau.kz, с ноября 2022 года было около 160 тысяч бронирований, и только половина из них была использована, то есть машины пересекли границу. Ещё 48 тысяч бронирований значатся в статистике как «просроченные».
«Очередь со статусом «просроченные» — это машины, которые не явились на пункт пропуска, среди которых есть брони Жалобкевича и авто компаний, интересы которых он представлял. Здесь же, в «просроченных» почти два десятка тысяч авто, ранее бронировавших «бумажную» очередь, то есть до внедрения цифровой очереди. Они бронировали очередь, но не имели разрешительных документов на проезд по территории другого государства. Или не успели получить, или просто бронировали очередь на всякий случай, чтобы перепродать её на «чёрном рынке», который был сильно развит до внедрения «цифры», то есть до внедрения прозрачной электронной очереди», — пояснил представитель АО «ИУЦ» нашему изданию.
В ноябре 2022 года параллельно с внедрением электронного бронирования в очередь были перенесены списки из «бумажных» очередей, а также очередь из сервиса «Е-border» (электронный журнал, без интеграций с государственными базами данных и форматно-логического контроля – «QM»), тем самым, очередь растянулась с января по ноябрь 2023 года! Однако после очистки «фейковых» авто, а также не имеющих разрешений на выезд весь список «сдулся». Если ранее на отдельных пунктах пропуска очередь была на 9-10 месяцев наперед, то сегодня максимум занято может быть 1-2 дня! То есть пользователи могут свободно планировать свои поездки.
Что касается российских транспортных компаний, упомянутых выше, то они зарегистрировались в сервисе «CarGoRuqsat» уже через других своих представителей. К примеру, ОАО «ДС-Логистик» с 24 января произвело 647 бронирований, как отмечается в решении суда.
Виду того, что блокировка аккаунтов была спровоцирована нарушением пользовательского соглашения самим истцом, который к тому же не понес никаких финансовых потерь и не терял прибыли (ранее выданные брони не были аннулированы и занявшие очередь авто могли свободно проезжать – «QM»), суд отказал по иску в полном объеме.
Варвара Седых
Qogam-media.kz