Эксперт о разрушении Каховской ГЭС: «Работать в таких условиях страшно»

Разрушение Каховской ГЭС нанесло непоправимый удар по фермерам юга Украины. Больше всего пострадали поля с урожаем в Херсонской области. Агроном-консультант и эксперт в овощеводстве Виктор Свидерский рассказал корреспонденту Agroqogam.kz, как на протяжении нескольких дней спасал от стихии свой будущий урожай моркови, огурцов и арбузов.

«До войны у нас была спокойная жизнь, мы развивались, занимались сельским хозяйством. Война всё разрушила, особенно восток и юг Украины. Подрыв дамбы на Каховской ГЭС в очередной раз нанес удар по сельскому хозяйству. Особенно это сказалось на овощеводстве. Всё остановилось. Если раньше Херсонская область питала овощами всю Украину: на нее все ровнялись, она диктовала цены по всей стране, то сейчас этот регион полностью разрушен. В связи с подрывом много земель затоплено и пострадали люди. Сейчас все в затруднительном положении, воды не хватает, ее практически нет. Спасаем урожай тем, что рекомендуем фермерам бить скважины или переезжать в центр и на запад Украины. Когда был подрыв дамбы, я делал заградительный земляной вал и несколько рвов. Таким образом, удалось хоть что-то спасти. Там, где не успели, всё вымокло и сгнило. И сейчас очень сильная вонь. В срочном порядке требуется проводить мелиоративные мероприятия для восстановления плодородия почвы. Убытки огромные, тем более, после подрыва Каховки, которая обеспечивала водой четыре области и влияла на развитие овощеводства. В Николаевской области фермеры пытаются работать, но всё очень проблематично.

В целом, по стране ситуация такая. Многие поля разминированы по нескольку раз, но люди все равно не хотят садиться в трактор и сеять, обрабатывать землю. Случаются взрывы, крестьяне погибают, поэтому ни за какие деньги не соглашаются. Российские военные разбомбили овощебазы, забрали технику. Есть примеры, где полностью сгоревший трактор фермер восстановил и работает на нем, так как другой техники нет. Те, кто имел по 300 гектар земли, остались ни с чем. Нет ни финансов, ни человеческих ресурсов, чтобы сейчас выживать. Фермеры, которые попали в эпицентр боевых действий или находятся в районе следования российских войск, – все пострадали. Работать в таких условиях страшно. Мотивирует только то, что ты привык к этой земле, у тебя остались люди, которые по каким-то причинам не смогли уехать. Многие агрономы продолжают работать на местах, когда затихают боевые действия или русские войска отступают. Поддерживаем других людей, даже когда самим тяжело и всё потеряно, все равно стараемся помочь. Я не знаю, сколько лет пройдет, когда это всё возместится, дай бог, чтобы были репарации и всё потерянное вернули. Потому что были классные управленцы, фермеры, которые успешно развивались, и в один миг ничего не стало. Самый большой дефицит для нас сейчас – это люди, которые умеют работать в поле. Сейчас деньги не выделяются. Фермеры выскребают из карманов последнее, чтобы вложить хоть что-то в землю», – объяснил агроном.

Ксения Кожабаева,

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.