Пожилой рыбак Азиз из бакинского села Говсан вот уже 40 лет ловит рыбу на Каспии. И своими глазами видит, как отступает море. Там, где когда-то плескались волны, сейчас можно пройти спокойно, лишь слегка замочив резиновые сапоги. Он еще помнит те времена, когда никто не возвращался с рыбалки с пустыми руками.
А теперь море загрязнено, и запах пропитывает не только воздух, но и пойманную рыбу, численность которой, к слову, с каждым годом сокращается. В азербайджанском секторе Каспия стали редкостью такие виды, как кутум, белуга, кефаль, сазан.
«Каспий – наш кормилец. Мы зависим от этого моря. Вода очень быстро уходит, за последние два года это очень заметно стало. Еще пару лет – и вообще ловить нечего будет. Какой-то природный цикл у него идет. Чтобы на «резинку» сесть, метров сто от берега приходится идти до воды. Дно цепляем постоянно. Раньше, когда я только начинал рыбачить, улова много было, а сейчас вот такая беда», – с горечью в голосе говорит Азиз.
Снижение уровня воды сегодня фиксируют во всех пяти прикаспийских странах – Казахстане, Азербайджане, России, Туркменистане и Иране. Основной источник поступления воды в замкнутое Каспийское море – это сток рек Волги – больше 80 процентов, Урала – около 10 процентов и остальные реки Кавказа и иранского побережья. Уровень моря то повышается, то понижается с короткими периодами стабилизации. Так, начиная с 1930-х годов, наблюдалось катастрофическое снижение уровня Каспия, в 1940-50-е годы этот процесс более-менее стабилизировался, в 1960-е годы снижение уровня продолжилось, но менее интенсивно, а в конце 1960-х и в 1970-е годы уровень Каспия снова стал сильно падать: к 1977 году уровень моря снизился почти на 3,5 метра, обнажились обширные прибрежные мелководья северной части моря. Но уже с 1978 года уровень Каспийского моря, вопреки прогнозам, вдруг стал резко повышаться. К 1996 году он повысился на 2,5 метра, затем, в течение последующих нескольких лет, опять стабилизировался, после чего снова стал понижаться, и сегодня этот процесс продолжается. По прогнозам, к концу этого века Каспийское море может обмелеть на девять и даже 18 метров. Это означает, что водохранилище потеряет 34 процента своей площади.
Для гражданского активиста Азамата Сарсенбаева (на фото) Каспий – больше чем море, это его счастливое детство. Каждое лето он проводил с друзьями дни напролет на берегу моря в Актау. Прошли годы, и он заметил, что Каспий исчезает. Это настолько поразило Азамата, что он стал снимать с квадрокоптера масштабы обмеления.
«Отчетливо помню, что глубина моря в некоторых местах была такая, что я не мог достать ногами. А сейчас в тех местах, где раньше купался, – камни. Каспийское море стало отходить стремительными темпами. Я понял, что с этим нужно что-то делать, показывать, говорить об этом, хотя бы на своем уровне. С единственным морем в Казахстане творится что-то неладное. Мы его потенциально можем потерять. Министр экологии признает, что идет обмеление, даже причины какие-то назвала. Но у нас все данные идут от специалистов и экологов из России. В Казахстане исследования не проводятся. Потому у нас даже мнения экспертного в этом вопросе нет.
В 1979 году началось строительство 33-х километровой защитной дамбы в районе месторождения Каламкас. В период ее строительства морские воды дважды обрушивались на незавершенную дамбу, размывая ее и затапливая весь нефтепромысел. Иронично, но в настоящий момент водозащитная дамба осталась лишь напоминанием о том, что здесь когда-то была вода, и обитали рыбы и тюлени. Прогноз на 2023 год: средний уровень моря ожидается около отметки минус 28,87 метра, с колебаниями от минус 28,65 до 29,35 метра (абсолютный рекорд).
Я понимаю, что обмеление является, в том числе, и каким-то естественным процессом. Об этом в один голос говорят экологи России и Казахстана, и приводят в пример 1977 год, когда была такая же ситуация. Успокаивают нас, и прогнозируют, что к 2030 году вода вернется. Но извините, то время и нынешнее несравнимы. Мир изменился кардинально, людей стало больше и заводов, которые питаются водой от Волги и Урала, увеличилась площадь орошаемых земель. Вода семь лет еще будет отступать, и не факт, что вернется в том же объеме. Наша страна особенно болезненно ощущает эти колебания. Именно с нашей стороны нерестится рыба, вся биофауна с нашей стороны развивается и, естественно, в дальнейшем это будет иметь непоправимые экологические последствия.
В планах у меня проехать побережье Мангистауской области и зафиксировать уровень падения воды. По возможности, хотел бы посетить все прикаспийские государства, и своими глазами увидеть, что происходит там», – поделился Азамат Сарсенбаев.
Односторонне говорить о целом Каспийском море неправильно, считает председатель регионального экологического совета Мангистауской области «Ecojer» Кажимурат Хайрушев (на фото).
Прикаспийские страны знают свои проблемы, но никто не хочет их показывать, а в итоге это сказывается на Каспии.
«Я живу около Каспия, и вижу, что происходит значительное обмеление, это факт. Обозначилась так явно эта проблема лет шесть назад, когда стали выступать камни под водой на берегу города Актау. Мы знаем, что были периоды падения и поднятия Каспийского моря. Министр экологии знает эту причину с точки зрения человека, живущего в Казахстане. Она говорит версию от казахстанской стороны. Но это не верно – говорить о причинах, почему мелеет или когда поднимется Каспийское море. Никто не имеет права говорить только лишь со своей точки зрения. Обмеление моря зависит от всех прикаспийских государств. Первое, что нужно сделать, – создать межгосударственную научную группу по выявлению причин обмеления Каспийского моря. А причины могут быть разные. Эта группа должна посмотреть, сколько воды в целом набирается по Волге, по Уралу, какое количество воды забирается для своих нужд, и какой остаток втекает в Каспийское море. Второе – необходимо знать, сколько воды втекало, когда был нормальный уровень. Далее, куда девается вода? В первую очередь, это, конечно, испарения. Необходимо выяснить, сколько по расчетам воды испарялось и испаряется сейчас? Это тоже важно. А куда еще уходит Каспийское море? Вода уходит в залив Кара-Богаз-Гол, опять же вопрос: сколько уходит и сколько уходило? Важно понять, как можно уменьшить уход воды. Как сделать так, чтобы не повлиять на экологию и сохранить остаток воды на Каспии.
У нас есть карта дна Каспийского моря. Горообразования происходят, начиная с Кавказских гор, они проходят по дну и тянутся до берегов Туркмении. Именно эту часть необходимо изучить. Может, где-то провалы есть. Нам необходимо полное научное обоснование возможных причин обмеления Каспийского моря. Только тогда мы можем говорить о том, что нужно делать.
К чему может привести обмеление? Давайте начнем с Казахстана. Это нехватка воды для населения и животного мира Мангистауской области. Сейчас увеличилось количество людей. Не надо было так сильно заселять этот регион. Следует следить за миграцией. Но никто не думает, что в ближайшем будущем может возникнуть дефицит воды», – рассказал эксперт.
Глобальное потепление становится причиной ухудшения ситуации. Колебания уровня Каспия – нормальное явление, это его естественное дыхание, признают ученые. Но такого стремительного обмеления история не помнит. Азербайджанские экологи объясняют, что время от времени Каспийское море вздымается и отступает. И сейчас период, когда вода резко уменьшается, по их прогнозам, так будет продолжаться до 2050 года.
«Уровень Каспийского моря может падать каждые 10-15 лет. Каспийское море является крупнейшим бессточным водоемом в мире. Ввиду отсутствия прямой связи с мировым океаном его уровень подвержен колебаниям. Они могут быть кратко- или долгосрочными. В Лянкаране вода Каспийского моря ушла на два-четыре метра, в Набрани – на 200-300 метров, в некоторых районах еще больше. Основной фактор, который негативно влияет на состояние водоема, – это технологическое развитие прикаспийских стран», – объяснил ученый Мирнух Исмаилов.
…Когда умирал Арал, было немало экспертов, которые говорили, что ничего страшного не происходит. А в итоге его просто не стало, и это обернулось огромнейшей трагедией для многих стран Центральной Азии. Для того, чтобы как-то помочь Каспийскому морю, ученые умы в свое время предлагали компромисс: объявить заповедной зоной хотя бы Северный Каспий, так как там наименее глубокие зоны и идет обледенение в зимнее время, что является необходимым условием для размножения тюленей, но и этого в итоге не было сделано.
Ксения Кожабаева,
Agroqogam.kz