Тревогу забило Агентство по защите и развитию конкуренции. Оно заявило, что бизнес уходит из сферы школьного питания сельских и городских школ Западно-Казахстанской области. В течение двух лет, ссылаясь на дефицит бюджета, акиматы не рассматривали заявки на увеличение субсидий в рамках проектов ГЧП от предпринимателей, осуществляющих услуги в этой сфере.
Местные исполнительные органы обязали провести индексацию цен на продукты питания, но итог оказался неутешительным — школьное меню все равно остается убыточным, передает корреспондент Agroqogam.kz.
Почем косточка от мяса?
Конфликтную ситуацию с дешевой горячей едой на рынке питания СОШ области, выявила проверка АЗРК. С 2021 года бизнесмены просили повысить стоимость питания, ссылаясь на рост инфляции и цен на продукты питания, но получали отказы — денег в бюджете нет.
«В других областях Казахстана стоимость питания в школах корректировалась в соответствии с ежегодным ростом инфляции и цен на продукты питания. В среднем по республике стоимость питания для одного учащегося с 1 по 4 классы составляла 561 тенге, а для детей из малообеспеченных и многодетных семей — 567 тенге», — сообщил СМИ руководитель РГУ «Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции РК по ЗКО» Салават Вахитов.
Совсем другая картина складывалась в сельских и городских школах ЗКО — тут предприниматели вынуждены были закупать продукты для горячего питания из расчета 380 тенге на одного учащегося с 1 по 4 классы и 485 тенге для детей из малообеспеченных и многодетных семей. Что, безусловно, влияло и на качество питания, и на рентабельность бизнес-проектов. Хотя более крупный закуп продуктов мог бы оживить и экономику сел, говорят предприниматели — если брать продукты питания у местных товаропроизводителей.
«Частные предприниматели, работающие в этой сфере в формате ГЧП, стали уходить со школьного рынка питания», — заявил главный антимонопольщик области.
Агентство по защите и развитию конкуренции по ЗКО выслало местным исполнительными органам уведомления о нарушениях. Деньги нашлись, и стоимость питания для учащихся, хоть не на много, но выросла.
«С 1 по 4 классы стоимость питания стала выше на 51,3% — с 380 тенге до 575 тенге, а для детей из малообеспеченных и многодетных семей на 30,3% — с 485 тенге до 638 тенге», — сообщили в Агентстве по защите и развитию конкуренции по ЗКО.
«Сытый голодного не разумеет»
Споры в сфере школьного питания начались в ЗКО задолго до 2020 года. Тогда в республиканском рейтинге по количеству договоров ГЧП в этой нише, ЗКО занимала последнее место. В январе 2020 года управление образования презентовало новый проект государственно-частного партнерства — передачу школьных столовых в доверительное управление бизнесу аж на 8,4 года.
Прежде договора заключались только на один календарный год с возможной пролонгацией, но не более двух раз. Предприниматели называли себя «квартирантами в школах» — мол, работаешь год и не знаешь: продлят договор на следующий год или нет.
Главным условием нового проекта было проведение капремонта столовых и полная замена старого оборудования на современное.
«Прежде никто и одной тенге не вкладывал в ремонт и оборудование старых школьных столовых – лишь бы плиты работали», — признаются сами предприниматели.
По данным Западно-Казахстанской Ассоциации частных школьных столовых, низкая цена на горячее питание сохранялась в течение 9 лет — 100 тенге на ребенка, вплоть до 2019 года. Затем в районах области государство стало платить чуть более 200 тенге. Предприниматели «выкручивались» за счет продаж на школьных переменах буфетной продукции. С 3 апреля 2023 года цены подняли.
«В организации школьного питания есть документы, в которых определены нормы на одного учащегося. Там даже по возрастным категориям в граммах расписано, сколько школьник должен съесть — по каждому виду продуктов: мясу, рыбе, молоку, овощам и фруктам… Если считать, как положено, по этим нормам, то, конечно, сумма, которая утверждена в этому году, все равно не соответствует стандартам», — рассказал Agroqogam.kz один из руководителей сельских школьных столовых, попросив не называть имени.
Предприниматели составили реальную калькуляцию одного горячего обеда школьника по нормам и рыночным ценам, и его себестоимость составила около 800 тенге.
«А у нас сейчас потолок – чуть выше 500 тенге. Мы понимаем, что все зависит от размеров местных бюджетов. Но эта цена однозначно не советует расходам. ЗКО из всех областей всегда занимала последнее место по школьному ценовому ранжированию и вот нам повысили на 150 тенге. Что говорить, предприниматели рады и этому. Потому что меню, по которому мы работаем, было спущено еще до повышения цен в 2021 году. И оно уже давно было убыточным», — говорит бизнесмен.
Словом, и после вмешательства Агентства по защите и развитию конкуренции по ЗКО, цена, а значит, и состав горячего питания школьника в ЗКО, остается невысокими. Реальная себестоимость полноценного горячего обеда школьника, говорят эксперты-технологи — если строго следовать нормам баланса питательных веществ и калорийности, гораздо выше. А есть еще и нормы научно-исследовательского института питания РК. Но и о них школьники страны могут пока только мечтать.
Алла Злобина,
Западно-Казахстанская область