Кайрат Мурзабеков: «Мы сейчас только мясо реализуем, остальное просто выкидываем на ветер»

Фермер Кайрат Мурзабеков из Хромтау озадачен тем, что казахстанские ученые предлагают строить специализированные комбинаты для производства мяса сайгаков. Тогда как в стране практически нет крупных предприятий по переработке. Шкуры, кости и шерсть КРС продаются за бесценок или их просто уничтожают.

«Наши предки точно больше нашего знали о безотходном производстве. Мы не можем обрабатывать кости, шкуру, у нас нет этих заводов. Мы только говорим, что у нас «Новый Казахстан», а за 30 лет мы не построили ни одного крупного мясокомбината или завода по переработке, а они должны быть в каждой области. Пусть построят, и мы будем туда сдавать по той цене, которая для нас приемлема. Мы сейчас только мясо реализуем, остальное просто выкидываем на ветер. Ведь кожа – стратегический продукт, который можно экспортировать, а не выбрасывать! А она у нас по всей степи валяется. Еще одна проблема – это качество шкур: во всех районах страны очень большая часть забоя скота производится не по технологии, часто в домашних условиях. В результате шкуры выходят с порезами и другими дефектами. 

У нас вообще проблем в сельском хозяйстве предостаточно. По ветеринарии сильно хромаем. Детей отправляем учиться в Россию, потому что там углубленное обучение. У нас ни терапии, ни клиники, ни хирургии. Наши врачи умеют только кровь брать и сдавать на анализы, больше ничего. Спрашиваешь что-то более детальное по лечению, они не могут ответить. Приходится звонить в РФ ветеринарным врачам и чуть ли ни на пальцах объяснять, что случилось. Поэтому я сына отправил учиться в Троицкий зооветеринарный институт. Хотя возможность была и в ЗКО, и в Алматы обучение пройти, а какой толк от этого, там одна теория», – объяснил фермер.

Посетовал Кайрат Мурзабеков и на то, что ежегодно актюбинские фермеры теряют до 100 голов в год из-за отсутствия ограждений вдоль железнодорожных путей. Появление бесхозных домашних животных на железной дороге, как правило, приводит к тяжёлым последствиям. Столкновение ведет не только к гибели скота, пасущегося на железнодорожных путях, но чревато и финансовыми убытками, связанными с нанесением локомотиву повреждений, сбою в графике движения пассажирских и грузовых поездов. Многих сбитых домашних животных бывает трудно идентифицировать из-за отсутствия бирок.

«Мы поднимали этот вопрос, у нас идет большая железнодорожная ветка Актобе-Астана, почти 20 лет здесь нет заграждений. Ежегодно фермеры  теряют около 100 голов. Нет скотоперегона, нет ограждения. Идет столкновение составов, мало того что мы теряем скот, мы еще и штраф платим. Неужели за 20 лет КТЖ не могли построить ограждения?» – недоумевает глава КХ.

Ксения Кожабаева,

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.