Вопреки. Это слово максимально точно и исчерпывающе характеризует Марата Сарсенбаева – популяризатора и основателя халяльной индустрии в Казахстане. Вопреки чиновничьим препонам он бьется над внесением поправок в законы. Вопреки недоброжелателям находит всё новых сподвижников. Вопреки недоверию убеждает производителей «халялизировать» бизнес. Вопреки отсутствию поддержки со стороны государства выходит на рынки других стран.
В интервью корреспонденту Agroqogam.kz председатель ОЮЛ «Ассоциация халал индустрии Казахстана» рассказал, откуда он черпает силы для борьбы и что его мотивирует для достижения задуманного.
— Марат Агыбайулы, давайте вспомним, как и когда зародилась идея создания ассоциации халяльной индустрии?
— Начну с того, что многие из-за неосведомленности до сих пор считают, что халяльная продукция связана исключительно с пищевой индустрией – мясом, продуктами его переработки, различными полуфабрикаты. Но это не так. Это еще и кондитерские изделия, туризм, легкая промышленность, парфюмерия, фармацевтика, медицина и даже логистика и финансы. Словом, халяль охватывает все сферы, это привычный образ жизни мусульманина.
Я стал изучать эту индустрию еще в 90-х годах, перенимал зарубежный опыт, общался с экспертами, словом, накапливал багаж знаний. Ушли годы, прежде чем наша Ассоциация смогла обрести нынешний статус и стать основателем халал-индустрии в Казахстане и ближнем зарубежье. Сейчас мы являемся сертифицирующим органом на территории СНГ, входим в систему International Halal Integrity Alliance, а также признаны JAKIM (Малайзия) – авторитетным международным органом Халал.
До 2017 года мне приходилось в одиночку брать неприступные чиновничьи бастионы для достижения поставленной цели. Со временем я понял, что нужны соратники. И не только в Казахстане, но и за его пределами. А в конце 90-х и начале века наш регион, я имею в виду Казахстан и соседние страны, в плане халяль что называется, спал. Пришлось будить. Хорошо «пробудился» Кыргызстан. На уровне президента страны меня пригласили провести мероприятие, объяснить, что собой представляет халяльная индустрия. Был создан технический комитет, мы утвердили первые стандарты.
Со временем спрос на халяльную продукцию начал расти. И вполне естественно, что параллельно стало ощущаться противодействие, были недоброжелатели. Очень много усилий мне стоило, чтобы на нас обратило внимание государство, духовенство. Внимание-то обратили, но не то, на которое я рассчитывал. Кое-кто хотел подхватить, а точнее, захватить наше начинание. Я спрашивал их: «А у вас хватит компетенций, чтобы заняться этим? Опыт и знания есть?» Но я на них не в обиде, поскольку понимал, что ничего у них не получится.
Я предполагал, что реальные игроки на рынке халяльной индустрии в Казахстане должны вскоре появиться. Так оно и вышло. И сегодня в ней задействованы, помимо нашей организации, Казстандарт, Национальный центр аккредитации, Минсельхоз, другие госорганы, Духовное управление мусульман.
— Было такое, чтобы палки в колеса вставляли? Или сложности были связаны с непониманием, бюрократией?
— Помню, выступал я на одном большом совещании, а председательствующий с усмешкой спрашивает: «Маке, как называется то, чем вы занимаетесь: халяль или халява?» Несмотря на такой скепсис, я верил, что у меня все получится.
О министерстве сельского хозяйства нужно сказать отдельно, конечно. Я о частой смене министров, что, мягко говоря, не самым лучшим образом сказалось на развитии нашей индустрии. Это сейчас Минсельхоз понимает важность проводимой нами работы, а тогда…
Я проводил для их сотрудников обучающие семинары, готовил, опытом делился. Через месяц прихожу – новый руководитель сидит. И начальники департаментов все новые. И приходилось все заново начинать.
Бывали и вовсе неприятные истории. Когда Минсельхоз возглавил Умирзак Шукеев, он стал очень серьезное внимание уделять халяль-индустрии. Дал задания подчиненным, которые, конечно же, сразу засуетились. И вот звонит мне одна из тогдашних вице-министров сельского хозяйства, не стану называть ее фамилии, и просит выступить на совещании. Я как раз только прилетел из Новосибирска и с радостью принял предложение. Расписал Дорожную карту. В итоге на совещание меня не пригласили, а та вице-министр отчиталась от своего имени, вооружившись моими наработками. Отчиталась и отчиталась, ну да ладно, ведь главное, чтобы выхлоп был. Но ведь эта чиновница не знает, как дальше вести работу. Перепоручила кому-то, такому же «незнайке». На этом всё и затухло.
Я обратил внимание, что почему-то исполнители из числа чиновничества, кому дается поручение, побаиваются что ли работать с нами, общественниками. Не могу понять, в чем дело. Поставят ответственным какого-нибудь мальчугана, который ни сном, ни духом о халяль-индустрии. Он начинает изучать вопрос с нуля, ему дают деньги и отправляют в загранкомандировку на стажировку. А чем он там занимается, никому не ведомо. Командировка заканчивается, сроки поджимают, нужно отчитываться, вот-вот жареный петух клюнет, он бежит ко мне: «Аға, спасайте!»
Или вот еще. ДУМК назначил ответственным за халяль человека, которого я когда-то уволил. Поверьте, не потому, что он был хорошим работником. Причем этот новоявленный эксперт беззастенчиво использовал мои разработки и выдал их за свои. Более того, говорит обо мне гадости. Я задал вопрос духовенству: дорогие мои, какую религию вы исповедуете, если вы халяль называете харам, а харам – халяль? Явно не ислам. И они признали, да, говорят, мы что-то слишком заборолись между собой.
Приведу еще пример. Мы подписали договор с руководителем торгово-промышленной палаты Башкортостана. В Дорожной карте они посвятили целый раздел халяль и выбрали нашу Ассоциацию в качестве органа, который будет регулировать их работу, обучать, готовить кадры. После того, как чернила на документе высохли, министр Бахыт Султанов говорит мне: «Я очень доволен переговорами и результатами». Я ему в ответ: «Ты молодец и вообще очень грамотный специалист. Но я одного не могу понять, почему по части халяль назначаешь кого попало?»
Подытоживая, скажу, что такая борьба не только меня закалила, но и, как ни странно, дала толчок развитию халяль-индустрии в стране.
— Как законодательство Казахстана регулирует халяльную индустрию?
— Никак. В Казахстане есть закон «О товарных знаках», в который можно было гармонично вписать пункты, связанные с халяль. Отдельного закона принимать не нужно, зачем? Я с 2006 года не могу добиться внесения поправок, касающихся товарного знака и маркировки халяльной продукции, товарного соседства.
Парадокс в том, что на родине это у меня не получается, а в соседнем Кыргызстане – на раз-два. Встретился с депутатами Жогорку кенеша, объяснил, и буквально за месяц положительное решение было принято.
— Понятия «халяль» в нашем законодательстве нет. А как вы убеждаете производителей сертифицироваться у вас?
— Сначала было недоверие со стороны производителей, они не хотели меняться и плыли по течению, говорили, мол, как работаем, так и будем работать. Руководитель одной из компаний, которая на то время владела свыше 50% рынка мяса и мясопереработки в Астане, имела больше 120 точек распространения, десятки супермаркетов, тоже вежливо отказался от моего предложения халялизировать его бизнес. И что вы думаете? Через несколько лет я встретил его на выставке халяльной продукции. Подходит ко мне и говорит: «Марат Агибаевич, вы были правы, я проиграл. Хочу попробовать внедрить халяль». В то же время компании, которые сразу внедрили у себя наши стандарты, увеличили обороты и обошли более мощных конкурентов.
— Насколько халяльная продукция, произведенная в Казахстане, востребована за пределами страны?
— Начну с того, что сейчас в связи с геополитической обстановкой, связанной с войной в Украине, санкциями в отношении России, усложнился экспорт в европейские страны и Америку. Остаются арабские страны, Персидский залив, Центральная Азия, Поволжье, страны АСЕАН. Это мусульманские страны, и они импортируют только халяль. Без соответствующего сертификата товар просто не примут. Вот о чем должны думать в правительстве и отраслевых министерствах.
Будь вы министр, вы бы к кому обратились? Наверное, к знающему специалисту, который занимается этим профессионально и знает всю специфику и нюансы. Но почему-то наши государственные мужи мыслят по-другому. Хотя понятно, там же большие деньги крутятся. И «кому попало» на откуп такое прибыльное дело, ясное дело, не отдадут. Отдадут какому-нибудь братишке, сестренке, тете, дяде.
Возвращаясь к вашему вопросу. Сейчас экспортом халяльной продукции в Казахстане занимаются несколько компаний. И если раньше превалировало мясо, то теперь продают за рубеж переработанную продукцию: колбасы, полуфабрикаты. Экспорт идет на Центральную Азию, Иран, страны Персидского залива, Афганистан, Юго-Восточную Азию, Европу, в Японию даже – они нашу конину покупают.
— Вы упомянули о таком понятии, как «товарное соседство», которое предполагает отдельное размещение на прилавке, холодильнике халяль-продукции. Но закон не обязывает этого делать. Насколько это выполнимо?
— Торговые сети сразу смекнули, что спрос на халяльную продукцию большой. Поначалу они размещали халяльный товар вместе с остальным. Да, законодательной нормы о товарном соседстве нет, но ситуацию отрегулировали сами потребители, которые стали отказываться покупать ту же халяльную колбасу, которая лежит, к примеру, рядом со шпиком. И торговые сети были вынуждены разделять продукцию. Без всяких законов и запретов сверху. Зайдите в любой супермаркет, и вы убедитесь в этом. Сейчас даже небольшие магазинчики выделяют отдельные прилавки под халяль.
— Насколько сложно соответствовать предъявляемым вашей ассоциацией требованиям и как получить сертификат?
— Вовсе несложно, как думают некоторые. Когда ко мне обращаются, я сразу говорю: не волнуйтесь, наша задача не в том, чтобы выискивать ошибки и несоответствия, а помочь, чтобы все требования строжайше соблюдались. В противном случае, если в последующем будут выявлены несоответствия стандартам, компания понесет репутационные потери и не сможет выпускать халяльную продукцию. Это как клеймо.
Алгоритм получения сертификата следующий. Надо написать заявление, заполнить анкету. Ассоциация проверяет соответствие ингредиентов и сырья. Проводится анализ на наличие ГМО. Заключается договор, услуга оплачивается по прейскуранту, отправляется программа по внедрению стандарта, проводится обучение и аудит компании, документации, производственного процесса, сертификаты на поставщиков. После завершения обучения принимаем экзамен. Создается внутренний халяль-комитет, куда входит главный технолог завода. Входной контроль тщательно проверяем, кто сидит на закупе ингредиентов. Далее выдаем акт выполненных работ, потом документацию рассматривает шариатский отдел. И только после всех этих процедур соискателю вручается сертификат и свидетельство. Также проводится один раз в год инспекционный аудит. Сейчас для соискателей мы проводим онлайн-обучение, это удобно в том плане, что нам не нужно каждый раз ездить к производителю, а соискатель на этапе подготовки может исправить недочеты. И когда мы приезжаем, они встречают нас, что называется, во всеоружии.
— Сколько стоит сертификат?
— Цена зависит от специфики выпускаемой продукции, размеров компании, ориентированности – внутренний рынок или экспорт. Мы сверяемся с прейскурантами других международных органов по сертификации. Разумеется, если мы превзойдем их в цене, клиенты нас не выберут. Самой оптимальной и демократической ценовой политики на территории СНГ, скажу без лишней скромности, придерживаемся мы. К тому же, я никогда не ставил на передний план личное обогащение.
Случай расскажу. Однажды мы поехали в Калининград по приглашению крупной компании, выпускающей рыбные консервы. До нас российский орган сертифицировал их на одну только партию за 70 тысяч долларов. Сертификат выдали, а учатся сотрудники самостоятельно. А мы, помимо сертифицирования, проводим обучение, сдаем работу «под ключ». Когда они увидели мой прайс, они чуть не лишились дара речи. Сам генеральный директор компании учился у меня.
— Несколько лет назад появилась информация, что в казахстанской халяльной продукции обнаружили ДНК свиньи. Насколько часто выявляются такие нарушения?
— Да, такая информация просачивалась в СМИ, но это не было продукцией, выпущенной в Казахстане. Она пришла из России и не была сертифицирована как халяль. Но в этой продукции по техрегламенту не должно было быть свинины. Написано «говядина» или «баранина», а там свинина. Эту «новость» подхватили и переиначили, мол, вот, в халяльной продукции обнаружена свинина. Не пойму, зачем нужно было поднимать такой шум тогдашнему главному государственному санитарному врачу Бекшину.
В одно время в Казахстане допускался выпуск халяльной продукции в определенные дни. Это связано с производственным процессом. Если сразу закрыть завод или комбинат и полностью запустить халяль, это займет долгое время и предприятие понесет убытки. Поэтому в начале 2000-х годов бывало, что предприятия выпускали халяльную продукцию в определенные дни, проводя перед этим ритуальное очищение. Сначала горячей водой, потом моющими, дезинфицирующими средствами, холодной водой. Всего семь видов очистки применяется, в том числе солевым раствором.
Однажды я случайно заехал на один завод, который выпускал халяльную продукцию дважды в неделю. Хозяин использовал тестеры, определяющие халяльную продукцию. Он выглядел несколько растерянным, волновался и, кажется, даже немного обиженным на меня. «Что случилось?» – спрашиваю. Он мне: «Да, вот, хотел похвастаться перед учредителем, что мы выпускаем халяль, а тестер дает обратный результат». А эти тестеры он приобрел у меня, кстати говоря. Вновь спрашиваю: а где проводили тест? Говорит, в магазине. Пошли смотреть. А магазин у него был разделен надвое: в одном отсеке продавали халяльную, в другом остальную продукцию. Разделку проводили как раз во втором отсеке. Я попросил, чтобы при мне и учредителе сделали ритуальное очищение разделочной доски, ножа. Теперь, говорю, ту же колбасу, отрежьте с другого конца и проверяйте. Проверили – чисто! Тест показал одну красную полосу, то есть продукция оказалась халяльной.
С начала 2000-х мы прекратили практику выпуска смешанной продукции, а в России все еще это допускают.
— Принято считать, что в халяльной продукции не должно быть ГМО, я правильно понял?
— Генно-модифицированные организмы исламом полностью не отрицаются. В стандарте говорится: если вы используете ген халяльного животного, это допустимо. Запрещены к употреблению мертвечина, кровь, свинина, то, что пошло на убой без упоминания имени бога.
— А если человеку грозит голодная смерть?
— Если человек вынужден пойти на это, не домогаясь запретного, то нет на нем греха. Если вы голодаете, вы не должны умирать, это приравнивается к самоубийству согласно исламу.
— Какое наказание несут недобросовестные производители халяльной продукции?
— Как я уже говорил, это не регулируется законодательством. Мы со своей стороны в случае нарушения утвержденных требований отзываем сертификат. Так произошло, например, с компанией «Максимальный размах».
— Предположим, потребитель купил продукцию со знаком «халяль». А позже выясняется, что его обманули. Как быть?
— Здесь включается закон о защите прав потребителя. Производителя можно судить. И люди обращаются. Бывало такое, что ответчики на суде говорили: мы поставили знак «халяль» на своей продукции, чтобы проверить, пойдет товар или нет? Но это пусть остается на совести этих людей, они заработали, тем самым, негативный имидж. А сертификат такие люди от меня не получат при всем желании.
— Какая практическая польза от халяль? Или это модный тренд?
— Как-то я читал лекцию, которую организовала одна из партий и Духовное управление мусульман Казахстана. Один из слушателей – руководитель мясоперерабатывающего завода и, как оказалось, далекий от религии человек, задал тот же вопрос: «Маке, я понимаю, халяль – это хорошо, это наши традиции. Но какая конкретная польза от такой продукции? Я считаю, что это просто традиции наших предков».
Спрашиваю его: «Вы переработчик?» «Да», – отвечает. «Как вы забиваете скот? Кувалдой по голове или током?» – продолжаю я. Он, соглашаясь, кивает головой. Начинаю объяснять: при таких способах умерщвления в организме животного остается черная мутная кровь. Микроорганизмы продолжают размножатся в этой крови, это благоприятная для них среда. Кроме того, выделяется трупный яд, который тоже идет в кровь. Когда животное убивают током, оно испытывает страх – выделяются гормоны страха, а также шлаки, канцерогенные вещества. Задавший вопрос встал и говорит: «Маке, дай мне стандарт, я буду первым, кто будет выпускать такую продукцию».
По данным ВОЗ, в 85% и более случаях причина всех болезней – это пища. Добавлю от себя – харамная пища. А халяльная пища – это лекарство. Говорю вам это не только, как мусульманин, но и как дипломированный врач.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы халяльной индустрии в Казахстане?
— Я эту перспективу видел еще в прошлом веке, когда только-только разрабатывал стандарты. И сейчас только укрепился в своем мнении, что перспективы у халяль в Казахстане очень хорошие. Халяль – это здоровье, это польза для организма. Даже в Европе, где в некоторых странах мусульман всего 1-2%, многие отдают предпочтение халяль-продукции.
Мировые бренды, например, Mars, Wrigley, крупные мировые производители мясной продукции, макаронных изделий сертифицируются в нашей ассоциации и успешно работают. Президент Токаев недавно сказал, что вся пищевая промышленность Казахстана должна быть халяльной. Это о чем-то говорит?
Повторюсь, хотелось бы, чтобы то же министерство сельского хозяйства и правительство в целом воспользовались нашим опытом, накопленным годами, а не изобретали, как сейчас, велосипед. На постсоветском пространстве мы лидеры халяль-индустрии. Пока. Но мы можем потерять его из-за безалаберности и равнодушия чиновников.
Елтай Давленов,
Астана
Agroqogam.kz