Новость о том, что Казахстан планирует ввести запрет пшеницы из России автотранспортом, в буквальном смысле переполошила всех участников сельскохозяйственной отрасли, передает Agroqogam.kz.
Бурные дискуссии идут до сих пор, ряд ассоциаций видят в запрете спасение из сложившейся сложной ситуации накануне посевной. Мол, после перекрытия потока из РФ дешевого зерна станет меньше, цены на пшеницу, которую казахстанские фермеры приберегли на весну для продажи, наконец, повысятся.
И действительно, сразу после опубликования новости о том, что в РК обсуждается такое положение, внутренние цены на пшеницу укрепились на 3-4 тыс. тенге.
«Рынок ждет подписания приказа и вступление его в действие», – комментируют в Зерновом союзе РК, ожидая дальнейшего роста цен.
По некоторым данным, стоимость зерна должна вырасти до 100 тысяч тенге. Сегодня же российская пшеница серыми дилерами завозится по 75 тысяч тенге без уплаты НДС и далее продается на экспортных рынках в Центральной Азии.
«Спасая отрасль соседей, убивают нашу»
Обсуждаемый запрет позволил хоть немного выправить ситуацию, однако тут же против него выступили другие участники рынка. К примеру, в Союзе птицеводов заявили о незамедлительном повышении цен на продукцию в случае временного отказа от российской пшеницы.
«Птицеводам придется повышать цены из-за растущей себестоимости и сразу же со всех сторон налетят государственные органы, антимонопольный орган, как всегда, обвиняя птицеводов в сговоре. Или же, наоборот, птицеводы будут работать в убыток, что опять приведет к сокращению производства, снижению отечественной продукции на прилавках, и импортная продукция сомнительного качества заполнит наши полки», – заявили в Союзе.
Представители отрасли также напомнили, что в прошлом году Россия вводила запрет на вывоз собственной пшеницы, и в Казахстане образовался искусственный дефицит. Тогда цена казахстанской пшеницы дошла до 180 тыс. тенге за тонну, а птицеводы брали зерно через Продкорпорацию по совершенно невыгодным условиям.
«Помимо этого, в новостях пишут о нелегальном экспорте, но при этом нигде не зафиксирован факт нелегального ввоза. Поэтому мы, как отраслевой союз, обращаемся ко всем государственным органам, к общественности и просим не вводить запрет на ввоз пшеницы автомобильным транспортом. Да, мы понимаем, что сейчас наша пшеница не конкурентоспособна в части цены с российской, и запрет вводится в целях поддержки производителей пшеницы, но, спасая их отрасль, они убивают нашу», — заявили в Союзе птицеводов.
Муки мукомолов
Вслед за птицеводами свои доводы привели мукомолы. В отраслевой Ассоциации, к слову, разгорелись бурные дискуссии по этому поводу, и многие участники выступили против, заявив, что введение запрета не рыночная мера, которая усугубит имидж страны из-за вмешательства государства в бизнес-процессы. Помимо этого, зернопереработчики уверены, что «дополнительные денежные средства, которые могут получить отечественные держатели зерна от продажи, поступят к ним крайне поздно и не окажут серьёзной поддержки в проведении посевной кампании».
«Предлагаемый запрет ставит в неравное положение отдельно взятых субъектов предпринимательства, осуществляющих официальный ввоз сырья на территорию страны исключительно автотранспортом и не имеющих технической возможности приёма зерна с железной дороги (отсутствие ж.д. тупиков).
Рост стоимости отечественной муки будет проходить на фоне традиционно снижающего спроса на неё в этот период, поэтому поставки будут снижаться. Этому будет способствовать и затоваренность экспортных рынков.
Кроме того, российские аналитики прогнозируют падение стоимости российской пшеницы в приграничных с Казахстаном территориях после введения планируемого ограничения на ввоз — до 8 тыс. рублей за тонну. Подешевеет российское зерно – подешевеет российская мука. На фоне дорожающей муки отечественных производителей разрыв по стоимости муки российских и отечественных производителей увеличится. Это приведет к потере позиций по экспорту муки у отечественных переработчиков и усилит позиции российского мукомольного бизнеса на экспортных рынках не только в период ограничения, но и в среднесрочной и долгосрочной перспективе», – заявил председатель совета учредителей Союза зернопереработчиков РК Евгений Ган.
По его словам, запрет ввоза автотранспортом сам по себе проблему с серым импортом не решает:
«Необходимо данную проблему рассматривать не как проблему министерства сельского хозяйства нашей страны, а как проблему, ставящую под угрозу безопасность – и не только продовольственную –страны в целом».
Напомним, Казахстан планирует временно запретить ввоз зерна из РФ автотранспортом. Соответствующий проект приказа опубликован на сайте открытые НПА. Как сообщили корреспонденту Agroqogam.kz в министерстве сельского хозяйства, «решение по данному вопросу ещё не принято окончательно, проводятся обсуждения».
Меруерт Шакенова
Agroqogam.kz