Минэнерго предлагает повысить цены на ГСМ

Глава ведомства считает эту непопулярную меру вынужденной и необходимой для стабилизации внутреннего рынка и предотвращения дефицита горючего, передает Agroqogam.kz.

Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков сегодня на брифинге в СЦК предложил повысить предельные цены на бензин и дизельное топливо.

«В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами. Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг – повысить предельные розничные цены», – заявил Акчулаков.

По его мнению, необходимо повысить цены на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 (в зависимости от региона) до 205 тенге за литр (рост 11%), на дизельное топливо – до 295 тенге за литр (в среднем рост 20%).

«Соответствующий проект приказа будет опубликован сегодня. Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны», – предостерег глава Минэнерго.

Ситуация с ГСМ в сопредельных странах, продолжил он, оказывает значительное влияние на внутренний рынок Казахстана.

«К примеру, в марте прошлого года розничные цены на дизельное топливо РФ снизились до уровня цен РК. В результате на приграничных с Россией АЗС существенно снизились продажи топлива, поскольку пропала заинтересованность в вывозе ГСМ из Казахстана. Но буквально через месяц пошел резкий рост розничных цен в соседних странах и, как следствие, уже осенью, несмотря на увеличение производства дизтоплива, мы снова столкнулись с острой нехваткой топлива», — сказал Акчулаков, добавив при этом, что в этом году диспаритет цен сохраняется.

В марте рост потребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 15%.

«В такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно утекать в другие страны в еще больших объемах. Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тысяч тонн. Если раньше дефицит частично перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас наши НПЗ работают на пределе своих возможностей. В ближайшие 6 лет существенно увеличить производство ДТ физически невозможно до расширения Шымкентского НПЗ. Таким образом, Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам», — подчеркнул министр.

Акчулаков напомнил, что после модернизации трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (Атырауский НПЗ, Павлодарский нефтехимический завод и шымкентское ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс») их производственная мощность увеличилась на 3 млн тонн и достигла почти 17 млн тонн в год.

Варвара Седых,

Астана

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.