Арман Мусирепов летом прошлого года приобрел 30 тысяч калифорнийских червей. Кормит он их навозом, который собирает со всего аула. Беспозвоночные превращают его в биогумус, передает корреспондент Agroqogam.kz.
В ауле Нокина, где живет сельский предприниматель, теперь стало чище. Жители не вываливают навоз, как раньше, на улицу. Они его собирают в мешки, привозят Арману. Он его моет, укладывает в емкости, пускает туда червей. Беспозвоночные этот навоз перерабатывают в биогумус, богатый макро- и микроэлементами. В день они «выпускают» перегной, равный их собственному весу. На переработку мешка навоза у них уходит 2 месяца. При этом сами они размножаются тоже. Черви двуполые, в месяц один червь сносит до 15-20 яиц. Червей предприниматель сдает в зоомагазины, где их охотно покупают рыбаки. Почву забирают цветоводы и овощеводы.
«Я принимаю навоз коров, овец и лошадей, — рассказывает Арман Мусирепов. – Но наш поселок в пригороде, скота здесь держат мало: его негде пасти. В месяц я собираю около тонны помета, из него получаю примерно 500 килограммов чистого биогумуса».
Арман Мусирепов по специальности повар, работает в одном из городских кафе, кроме этого занимается собственным делом.
«Когда сын сказал, что заказал червей и будет их разводить, собирать навоз, мы все были против. Сказали: зачем нам дома черви, еще навоз собирать… Сейчас все ему помогаем. Пока Арман на работе, его делом занимается отец. Почти все производство в подвале. На биогумусе во дворе посадили виноград, применяем его в огороде для выращивания овощей. Люди его раскупают мешками. Запаха никакого нет», — говорит мама Армана Сарсенбике Ержанова. Их семья в начале 2000-х переехала в Актобе из Каракалпакстана.
Производство биогумуса – дело трудоемкое. Мешки с навозом сначала погружают в ванну, промывают несколько раз, потом выкладывают в емкости слоями: навоз, потом черви, потом снова навоз, затем черви. Каждые 3-5 дней навоз поливают. Еще надо следить за температурным режимом. При – 1… +30 градусах черви могут погибнуть. Поэтому в мороз двери подвала закрывают плотнее.
Калифорнийских «старателей» сельский предприниматель заказал в Алматы. Везли их поездом в мешках в промытом навозе: это их питание.
В планах предпринимателя получать и жидкое удобрение.
«Для этого в бочке объемом 200 литров надо разводить полученный биогумус, перемешивать его, пока не растворится. Такое удобрение я пока использовал только для своего огорода. Червей сдаю зоомагазины рыболовам. В контейнере 30 штук, стоит 400 тенге. Биогумус забирают растениеводы. В мешке 10 килограммов. Из овечьего навоза стоит 3,5 тысячи тенге, из коровьего — 4 тысячи тенге, лошадиного — 5 тысяч тенге», — говорит Арман.
«Биогумус в нашей зоне очень востребован, — комментирует кандидат сельскохозяйственных наук, завотделом земледелия и сафлора Актюбинской СХОС Айбатша Жубанышева. – Почва у нас светло-каштановая и темно-каштановая, гумуса в ней всего 1,5%. Для сравнения Костанае – 4-5%. Биогумус нужен для выращивания ягод, овощей, картофеля, цветов. Многие сейчас держат теплицы, там он нужен тоже. Это плодородная почва.
У нас как органику используют перепревший навоз. Но органики сейчас мало, в хозяйствах нет больших поголовий скота. К тому же, для получения перегноя нужен 1-2 года, биогимус получают гораздо быстрее».
В планах Армана Мусирепова расширение производства. Для этого он договаривается брать навоз в других селах.
«Биогумус, полученный от червей, в 1,5-2 раза увеличивает урожайность, ускоряет всхожесть семян и рост растений. Люди поняли его преимущество. Те, кто приобретал его, приезжают снова, но уже с соседями по даче и знакомыми. Надеюсь, у меня получится расширить производство», — говорит Арман Мусирепов.
Айгуль Куандык,
Актюбинская область
Agroqogam.kz