Вы знали, что сельскохозяйственные культуры могут быть не только продуктом питания и кормом для скота, но и лекарством? Например, в амаранте есть сквален – средство против рака, а обычные пророщенные зерновые содержат стимулирующие вещества, которые позволяют сохранить здоровье, молодость и красоту? Об этом Agroqogam.kz рассказала кандидат биологических наук, ассоциированный профессор Нина Терлецкая.
— Нина Владимировна, вы ученый-биолог, профессор, Ваша работа связана с селекцией сельскохозяйственных культур, изучением их стрессоустойчивости. Еще Вы занимаетесь исследованием лекарственных свойств растений. Все это очень интересно. А как получилось, что Вы стали биологом?
— А куда еще мог податься человек, ходивший в детский садик с названием «Колосок» при Всесоюзном НИИ зернового хозяйства, а после садика любивший кататься с мамой на сеялке? Я выросла в поселке Научном в Шортанды Акмолинской области. Мама была селекционером, ученицей академика В.П. Кузьмина. Потом учеба в школе с биологическим уклоном и школьные практики в лабораториях и на полях ВНИИЗХ. Я уже тогда знала почти все о селекционных питомниках и хорошо освоила процесс гибридизации различных культур. В общем, я – человек, выросший в академическом «аквариуме» сельскохозяйственной науки и очень хотевший вернуться туда после вуза – там было все понятно, и при этом очень интересно. Да, я еще неплохо рисовала, и был вариант пойти на худграф, как считали все мои одноклассники, но этого не позволил юношеский максимализм, ибо «либо Репин, либо никто!» Хотя диплом художника-оформителя я все-таки получила параллельно с дипломом ученого агронома. Я окончила Омский СХИ. Потом была аспирантура в ВИРе и КИЗе (в связи с распадом Советского Союза), защита диссертации по специальностям селекция и семеноводство и физиология растений, получение звания ассоциированного профессора, публикации, монографии, патенты, учебник…
— Вы − соавтор сорта ярового ячменя «Акжол». Расскажите о его выведении.
— Сорт «Акжол» − это один из результатов моей аспирантской работы в КазНИИ земледелия и растениеводства под руководством профессора Б.С.Сариева и доктора А.Р.Искакова. Создавали его с помощью биотехнологического метода гаплоидной технологии, когда перспективный гибрид культурного ячменя скрещивается с диким ячменем «бульбозумом», хромосомы которого в процессе развития зародыша исчезают, зародыш выращивается в пробирке, и только потом, после ряда специфических процедур, молодое растение переносится в землю и дает полноценное зерно. Дальше потомство этого растения размножается и изучается в селекционных питомниках и, если повезет, дает начало новому сорту. Моей зоной ответственности в этой работе были процесс гибридизации и культивирование растений в пробирках. Потом полученные дигаплоидные линии размножали и испытывали на полях и в лабораториях селекционеры, биохимики, технологи… Это коллективный труд разных специалистов, и, насколько мне известно, из этих линий под руководством Б.С. Сариева ученые КИЗа позже вывели несколько сортов ярового ячменя, просто «Акжол» в Казахстане был первым сортом, полученным таким способом. От пробирки до внедрения в сельскохозяйственное производство прошло около 14 лет! Сорт был впервые районирован на юге Казахстана, кажется, в 2006 году, то есть уже достаточно давно, с той поры селекционеры создали много нового.
— Вы сейчас занимаетесь изучением лекарственных свойств сельскохозяйственных культур. Они могут быть лекарствами?
— Не только сельскохозяйственных, а, скажем так, хозяйственно-ценных. Сегодня, несмотря на огромное количество лекарственных препаратов, полученных синтетическим путем, все больше растет интерес к лекарственным средствам, основанным на природных биологически активных веществах. Отчасти потому, что они не дают таких аллергических реакций и нежелательных побочных эффектов, как синтетические препараты. В прошлом году под моим руководством была успешно завершена работа над проектом «Влияние абиотических стрессовых факторов на морфофизиологические и фитохимические аспекты адаптации и биологическую активность казахстанского растения Rhodiola semenovii Boriss». Это растение наших гор, мы его отбирали на высоте 2350 метров над уровнем моря в предгорьях Заилийского Алатау. Родиола Семенова − родственник знаменитой Родиолы розовой или «золотого корня», который практически истребили во всем мире из-за его ценных адаптогенных, желчегонных, тонизирующих, противовоспалительных, гипогликемических, антиоксидантных и прочих ценных свойств. В этом проекте мы сотрудничали с учеными-фармакологами как нашего Института, так и Института органической химии имени Ворожцова в Новосибирске. Исследования на экспериментальных животных позволили выявить, что экстракт Родиолы Семенова является безопасным и эффективным средством коррекции и стабилизации гипотиреоидных состояний, проблем щитовидной железы, очень типичных, к сожалению, для Казахстана, и одним из результатов этой совместной работы стал патент на способ использования экстракта Родиолы Семенова для лечения экспериментального гипотиреоза. Но мне, как физиологу растений, было интересно посмотреть не только, насколько ценен с точки зрения фармакологии «родственник» «золотого корня», но и можно ли увеличивать синтез ценных веществ, сознательно воздействуя на растения такими типичными для наших условий стрессорами, как засуха и пониженные температуры. И мы выяснили, что это вполне возможно! Более того, моя докторантка Назым Корбозова определила, что ценные с медицинской точки зрения вещества находятся не только в корне этого растения, то есть, можно проводить заготовки природного лекарственного сырья в начале осени на стадии созревания семян, не повреждая корневую систему, и не уничтожая ценный генофонд.
— Мы привыкли к сельскохозяйственным культурам относиться как растениям для производства муки, хлеба, круп. Но вот один из актюбинских фермеров занялся выращиванием амаранта. Из него он изготавливает гранулы, которые идут на корм скоту, влияют на его продуктивность. По его словам, из амаранта еще можно получать сквален − вещество повышающее иммунитет, убивающее раковые клетки. Амарант действительно может стать средством борьбы против рака?
— Амарантовые – это не только прекрасно известный нашим фермерам ненавистный сорняк щирица, − они включают много ценных видов, которые можно отнести к зерновым, кормовым и даже лекарственным. На сегодня представители семейства амарантовых служат, пожалуй, самым доступным источником растительных антиоксидантных биологически активных веществ, дефицит которых приводит к резкому снижению устойчивости человеческого организма ко многим стресс-факторам. И сквален – одно из таких веществ, которое действительно может препятствовать появлению мутаций, способных привести к онкологическим заболеваниям. Он крайне редко встречается в растениях, для медицины его добывают обычно из печени акул, но вот в амаранте он есть.
Во всем мире сейчас набирает популярность полезное питание на основе одного из видов амарантовых – киноа. Оно очень полезно для здоровья, содержит клетчатку, много белка, витамины группы В, микроэлементы, особенно фосфор (больше чем в рисе в 3 раза и не меньше, чем в рыбе), железо, кальций и цинк. Некоторые сорта могут содержать до 20% белка, когда, например, рис всего 7%. Белок в киноа близок к белкам молока по своему составу, он необходим как строительный материал для организма, особенно для детей и беременных женщин. Также в растении много лизина, который нужен для усвоения кальция. В пшенице и рисе, например, лизина гораздо меньше. И в Казахстане киноа может стать хорошей альтернативой привычным сельскохозяйственным культурам, как благодаря своей исключительному фитохимическому составу семян и зеленой массы, так и высокой адаптационной способности этого вида к различным неблагоприятным природным условиям, тапичным для нашего региона. Кстати, это тоже тема моей докторантки Айгерим Зорбековой. К сожалению, грант под эту тему нам получить пока не удалось, но у нас уже есть интересные результаты и даже публикация в высокорейтинговом международном журнале.
— Часто пишут о полезности пророщенных зерновых. В чем их секрет?
— Сквален, о котором мы говорили, содержится также в маслах из зародышей пшеницы. Вообще считается, что использование в пищу пророщенных зерен позволяют долго сохранить молодость и здоровье. И связано это с тем, что в момент прорастания зародыш выделяет стимулирующие вещества, активизирующее все важные жизненные процессы. В этом и есть его секрет.
— Ваши близкие, Вы сами какие-то зерновые или другие растения для укрепления здоровья используете? Поделитесь рецептом?
— Моя близкая подруга любит салаты и маски для лица из пророщенного зерна, считает именно его эликсиром молодости, и выглядит она замечательно… А я люблю отваренное киноа с фруктами или рыбой.
Но главный «коктейль здоровья» для меня — живопись. Я рисую. Не зря ведь есть в искусстве направление, названное «арттерапией». Жаль только, что на мою арттерапию остается очень мало времени – в сутках всего 24 часа… Хотя, живопись для меня больше, чем арттерапия. Это переключение внимания и сил. Это практически вторая профессия – я вела занятия живописью для взрослых, иллюстрировала журналы… У меня были три персональных выставки в галереях Алматы, сейчас готовлю четвертую, участвовала в ряде групповых выставочных проектов в Алматы, Атырау, Москве, Санкт-Петербурге, Тбилиси, мои работы были напечатаны в немецком журнале Ostwind — Kunst & Integration и книге «International Contemporary Artists» by IСA Pablishing, а какие-то осели в частных коллекциях, — и это очень радостно для автора, когда результаты его творчества находят свой дом и своих ценителей.
Наша справка:
Нина Владимировна Терлецкая, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией экологической физиологии растений Института генетики и физиологии Комитета науки Министерства науки и высшего образования РК (г.Алматы), ассоциированный профессор, специалист в области физиологии стрессоустойчивости растений, автор более 150 научных трудов, трех монографий, учебника и семи патентов на изобретения, соавтор сорта ярового ячменя «Акжол». Кроме этого Н.В. Терлецкая профессиональный художник, занимается живописью, ее картины выставлялись в Алматы, Атырау, Москве, Санкт-Петербурге и Тбилиси.
Айгуль Куандык,
Agroqogam.kz