Серік Ерғали: «Почему казахи перестали называть детей Қойбағар или Жылқыбай?»

У казахов издревле сложилась очень интересная, если не сказать уникальная традиция наречения новорожденных. Имена были связаны в том числе с природными процессами, которые происходили в момент появления ребенка на свет. Если буря, называли Дауылбай, буран – Боранбай, дождь – Жауынбай, Жаңбырбай.

Это связано с познаниями народа, который верил, что настроение природы, ее явления напрямую связаны с рождением ребенка. Это становилось своего кодом, стартом для ребенка, который влияет на его последующую жизнь, говорит известный этнолог Серік Ерғали.

«И это вовсе не архаизм. Такое «кодирование» мы и сегодня наблюдаем. Отсюда и такие экзотические имена, как Съезбай, Совхозбай, Сайлаубай (от «выборы»). Или возьмем современное – Саммитхан. Да, многие иронизируют над этим, но корни такого наречения дитя уходят в глубокую древность», – говорит собеседник.

Кроме того, казахи часто нарекали детей названиями топонимов, где они родились.

«Казахи раньше были кочевым народом, поэтому давали им имена по названиям мест, где они появились на свет. Отсюда Таубай (от «гора»), Сырбай (от реки Сырдарья), Ырғызбай (от реки Иргиз). Также называли новорожденных детей именами знаменитых и уважаемых людей, которые в момент рождения находились в гостях. Перечисленное – это некая связь новорожденного с окружающим миром и шире – с космосом. Поэтому это очень познавательный момент в истории нашего народа. У большинства народов такого нет. У оседлых народов, к примеру, считанное число имен, поэтому они особенно не «заморачиваются» по этому поводу. А казахи относились к явлениям, происходящим вокруг, очень внимательно и трепетно, они жили в гармонии окружающим миром в их понимании», – продолжил ученый.

Сейчас казахи стали оседлым народом, грубо говоря, – «сартами», как раньше кочевники называли торговцев и всех оседлых, городских.

«И сейчас имена Қойбағар (от «пастух»), Қошқарбай (от «баран»), Жылқыбай (от «конь») и подобные имена для казахов не являются актуальными, они стали анахронизмом. Даже чабаны так не называют своих сыновей. То есть животноводство перестало быть основным промыслом казахов. И сознание казахов стало таким же, как у других оседлых народов. И сейчас такие имена дают только аксакалы своим внукам, благословляя их, или же семьи, которые чтут наши древние традиции», – резюмировал Серік Ерғали.

Марикка Шидлаускайте

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите – Ctrl+Enter.