С 15 февраля Россия вводит квоту на вывоз своего зерна за рубеж. Квота составит 25 миллионов тонн без разбивки на отдельные культуры. В связи с этим эксперты зерновой отрасли прогнозируют к весне рост цен на казахстанскую пшеницу до 130 тысяч тенге.
У председателя Союза полеводов Казахстана Виктора Асланова другое мнение на этот счет. Он убежден, что российский фактор, который наблюдался в 2022 году, практически исчерпал себя. Возможно, будет наблюдаться оживление на рынке, но не такое глобальное.
«Соглашусь, что рост возможен, но только отчасти. Потому что запасы зерна в России истощаются в тех областях, которые с нами интегрировали, откуда поступает зерно. Они теперь будут собственные потребности обеспечивать, к нам не пойдут. К тому же, сейчас самый крупный канал, так называемое Павлодарское направление, через которое провозят к нам российское зерно, начали проверять контролирующие органы. Насколько мне известно, пока выявлен один эпизод, но он стал показательным. Я говорю о нелегальном ввозе российского зерна. «Серое» зерно приходит без документов, это огромный теневой рынок. Те, кто этим занимается, не имеют никаких документов, они просто как «помогайки» следят, чтобы груз доехал. Сколько зерна завозят в страну официально, столько же и нелегально проникает. Это всегда 50 на 50, когда подводим итоги года, арифметическим путем выходим на эти цифры. Но в моменте посчитать сложно, потому что это контрабанда. Мы ждем 15 февраля, и вероятность, что введут квоту, высока, но вряд ли будет 130 тысяч. Сейчас реальная цена за пшеницу помольного качества приближается к 110. И все из-за нелегального ввоза, из-за нездоровой конкуренции.
Казахстанские фермеры в этом году заработают очень мало на торговле пшеницей, да, в принципе, и по всем остальным культурам также. Не очень прибыльный сезон 2022-2023. Недавно опубликовали итоговый бюллетень по сбору урожая, там фигурирует цифра 16 миллионов. Это завышенные данные. Только Костанайская область хорошо себя показала, и то там две агроклиматические зоны, севернее шикарный урожай был, а вот южнее средненький. Например, в Акмолинской области произвели на уровне прошлого года. Сейчас особенность нашей погоды такая, что дожди проходят точечно, а раньше они были полосой. Например, сегодня наблюдаем, что на одном поле хороший урожай, а рядом клетка поля и там плохой. Поэтому могу так сказать: мы ситуацию знаем изнутри, процентов 70 фермеров опрашиваем, поэтому в курсе, что и как. Не было такого урожая, о котором заявляли. Наша цифра такова — 14,9 млн. тонн. Что касается предстоящей посевной. Казахстан равноудален от океанов, и нам очень сложно прогнозировать погоду. Циклоны формируются над океанами, потом идут то туда, то сюда, и пока он дойдет до Казахстана, всё что угодно может произойти. Поэтому прогнозы никогда не делаем. А просто основываемся на тех факторах, которые, в принципе, формируют урожай. Осень была мягкая, влажная, следовательно, снег лег на сырую землю, его хоть и мало, но еще февраль и март впереди. Ожидаем хорошее увлажнение почвы, если не произойдут какие-то непредвиденные погодные аномалии. Также сейчас сформирован тренд по снегозадержанию. Лет пять назад данный агроприем применяли единицы, сейчас используют массово. И нас уверяют, что техническим путем снег тоже накоплен. Соответственно, весной это даст влагозарядку, которая скажется на росте семян», – подытожил Виктор Асланов.
Ксения Кожабаева,
Agroqogam.kz