Как министр и два его зама бесполезное совещание провели

На этой неделе в министерстве сельского хозяйства состоялось очередное совещание, уж очень отдающее советским прошлым: коллегия по итогам деятельности за 2022 и планах работы на 2023 год. Возможно, в СССР на таких и решали реальные проблемы, но от того, что творится на подобных собраниях сегодня, наверное, даже больше вреда. Послушал отчеты и никак не смог связать реалии дня и рапорты госслужащих корреспондент Agroqogam.kz.

Итак, началось все с десятиминутного опоздания. Перед началом заседания одной из областей пришлось оправдываться за отсутсвие ответственного. Как выяснилось, он ушёл на другое совещание, в акимат.

Примерно в 10:10 появилась делегация во главе с заместителем премьер-министра Сериком Жумангариным. Рассевшись за отведённые стулья, чиновники были похожи на школьников, собравшихся на урок. Учителем, по всей видимости, должны были выступить слушатели. Первым отвечать к доске, то есть зачитывать отчёт, вышел заместитель министра сельского хозяйства А.Тамабек. И, судя по докладу чиновника, в области сельского хозяйства в стране — лучше не придумать.

«Получен один из самых высоких урожаев за последние 10 лет. Намолочено 22,8 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, что на 39% больше чем в 2021 году. При этом валовой сбор пшеницы увеличился на 44% и составил 17 млн тонн. Необходимо отметить, что более 80% собранного зерна высокого качества. При средней урожайности 8,3 ц/га намолочено 2,8 млн тонн маслосемян, в том числе при средней урожайности 10,9 ц/га намолочено 1,1 млн тонн подсолнечника. Также стоит отметить, что по итогам 2022 года по данным КТЖ экспортировано более 13,2 млн тонн зерна и муки в зерновом эквиваленте, в том числе 10 млн тонн зерна. Данные показатели являются самыми высокими за всю историю независимого Казахстана», — говорится в докладе.

О том, что самый высокий урожай стал самой большой головной болью для многих зерновиков, мукомолов и трейдеров из-за беззубой политики ряда министерств и ведомств — ни слова.

Осенью 2022 года наблюдался небывалый спрос на казахстанское зерно. Отмена квот и высокий урожай привели к резкому росту закупок. Однако отечественным экспортерам оказалось попросту не на чем доставить товар заказчикам. Тысячи гружёных зерном вагонов были брошены на перевалах в направлении Центральной Азии. Дошло до того, что некоторые предприниматели заявили об угрозе остановки производства муки из-за отсутствия вагонов. Проблема не решена до сих пор, но на коллегии предпочли об этом даже не упоминать, возможно, думая, что перевозки — не их зона ответсвенности.

Далее было отрапортовано, в каком замечательном состоянии находится отрасль животноводства.

«Объём валовой продукции составил 3,6 трлн тенге, увеличившись на 0,9%. Поголовье крупного рогатого скота составило 8,4 млн. голов, что на 2,5% больше уровня 2021 года. Во всех регионах страны уровень кормообеспеченности стабилизировался.

Но, пардон, как можно не слышать своих же товаропроизводителей, которые в один голос заявляют, что отрасль сегодня находится в одном из худших положений.

Запрет на экспорт, слабая эпизоотическая ситуация душат фермеров. Крупнейшие мировые игроки пищевой промышленности отказываются заходить в Казахстан. Чего стоит заморозка меморандумов с такими известными  компаниями как итальянская Inalca (Cremonini), ирландская Dunbia, австралийская Cedar Meats, немецкая Baumann и американская Tyson. Эксперты в один голос заявляют, что у профильного министерства нет понятных целей и стратегии их достижения. Зато есть красивые цифры в отчетах.

Ни один из выступающих, включая министра, не упомянули про назревающую, как цунами, проблему с введением новой системы субсидирования ЕГИСС.

«В целом все новые проекты правил субсидирования на сегодняшний день находятся на согласовании в государственных органах и в ближайшее время будут утверждены», — прозвучало в докладах.

О том, что любая задержка с подачей заявок на субсидии может стоить миллионных расходов нескольким десяткам тысяч фермеров, — снова тишина.

Зачитавшие доклады с бумаг чиновники разошлись без каких-либо обсуждений.

Понятное дело, что обо всех проблемах каждый из замов и сам министр в курсе. И никто не спорит, что не только одно ведомство должно отвечать и решать все возникающие проблемы. Но, согласитесь, сегодня даже школьников учат не только воспроизводить какую-то информацию, но и использовать ее в реальной жизни.

С последним в казахстанских госорганах, видимо, большая проблема…

Меруерт Шакенова,

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.