В начале декабря стало известно, что крупный американский инвестор Tyson Foods временно остановил свои проекты в РК. Напомним, с 2020 года иностранные бизнесмены планировали приступить к строительству завода по переработке крупного рогатого скота. Так, от корпорации Tyson Foods ожидались инвестиции до $5 млрд в строительство трех заводов.
Своим мнением по этому поводу, а также что происходит в животноводческой отрасли с редакцией Agroqogam.kz поделился исполнительный директор Ассоциации мясоперерабатывающих предприятий Казахстана Азамат Орумбаев.
Давайте «освежим» память и вспомним, какие игроки хотели запустить здесь производство, но передумали. Это такие известные транснациональные компании (ТНК) как итальянская Inalca (Cremonini), ирландская Dunbia, австралийская Cedar Meats, немецкая Baumann и американская Tyson. Были подписаны меморандумы об инвестировании с их стороны на сотни миллионов долларов, заложены камни на месте строительства, но дальше, к сожалению, дело не пошло. Что же произошло?
Казахстан на самом деле обладает огромным экспортным потенциалом мяса, благодаря большому количеству пастбищ (185 млн.га) и выгодному расположению в центре Евразийского континента между двумя бездонными рынками сбыта – России и Китая. С чем приходят инвесторы и на что они рассчитывают в Казахстане? Они приходят с готовыми валютными контактами, технологиями и стандартами. Здесь необходимо отметить, что основным драйвером развития всей отрасли является цена в долларах за конечный продукт с высокой добавленной стоимостью и низкой себестоимостью за счет эффекта масштаба переработки.
«Речь идет о суточном забое от 1500 голов и глубокой переработке всех субпродуктов, включая кровь, кости, внутренности. Отсюда, развитие смежных обрабатывающих отраслей промышленности от производства кожи и желатина, колбасной оболочки, кормов для животных до продукции медицинского назначения. При этом, ТНК готова закупать на рынке откормленный скот по ценам Чикагской биржи – на 30-40% дороже сегодняшних. Колоссальная разница! В свою очередь, ТНК необходима достаточная и стабильная сырьевая база, что зависит напрямую от правительства Казахстана. Впрочем, от правительства зависит все, в том числе и экспорт. Основой животноводства и переработки является ветеринария. Это не только учет и прослеживаемость по всей цепочке поголовья/мяса, но и открытые экспортные рынки, которые на сегодняшний день закрыты из-за неблагополучной эпизоотической ситуации у нас в стране. А, когда нет ветеринарии – нет отрасли»,- говорит Азамат Орумбаев.
Помимо этого, наблюдается нестабильная государственная политика в отношении развития отрасли. Проект развития экспортного потенциала мяса КРС 2011 года остановился на стадии формирования генетического ядра, создания цепочки фермер – откормочная площадка, а фактические показатели по экспорту мяса даже близко не приблизились к целевым.
«Потому как, «забыли» про переработку и экспорт, как замыкающий этап сути проекта. Создается впечатление, что у профильного министерства нет понятных целей и стратегии их достижения. Поэтому, любой здравомыслящий инвестор, оценив эти риски, дает «задних ход». Типа, ребята, к сожалению, вы находитесь не на той стадии эволюции, встретимся в будущем. Теперь же, реалии сегодняшней ситуации подсказывают не потерять имеющуюся переработку в стране. А это обязательно произойдет, если придерживаться стратегии экспорта живого скота», – отмечает собеседник.
Чтобы и фермеры и переработчики были довольны, помимо действующих субсидий для фермера, необходимо субсидировать килограмм готовой и реализованной продукции мясокомбинатом.
«При этом отмечу, не убойным пунктом, где не соблюдаются элементарные стандарты пищевой безопасности, а предприятием, имеющим международный сертификат FSSC 22000 или что-то подобное. Такой вид субсидий предусмотрен, но для производств мощностью от 1500 голов в сутки. А таких предприятий в Казахстане просто напросто нет. Что получит государство от этого? Загрузку мясокомбинатов, стабилизацию цен на мясо на внутреннем рынке, «обеление» участников рынка и улучшение пищевой безопасности готовой продукции. В противном случае, сделав акцент на экспорте живого скота, мы не только потеряем перерабатывающую промышленность, мы не оставим перспективы ее развития и применения технологий, валютных контрактов с приходом современных игроков», – заключил Азамат Орумбаев.
Ранее генеральный директор ассоциации Мясной союз Казахстана высказался о том, что мясная отрасль находится в худшем состоянии за последние три года.
Меруерт Шакенова
Agroqogam.kz