Участник конного пробега рассказал, как проверяют выносливость кушумских лошадей.
Корреспондент Agroqogam.kz нашел одного из участников самого длинного конного пробега в Казахстане, дистанция которого составляла 1360 км. Борису Дениско скоро 70. Городской парень, возможно, никогда бы и не ездил верхом, и не полюбил лошадей, если бы не его невеста Антонина. Она жила в поселке, обожала конные прогулки. Любимым занятием будущая супруга «заразила» и Бориса. Тогда он еще не знал, какие конные походы ждут его впереди.
Проверка на прочность
Борис Дениско понятия не имел о лошадях, пока не подружился и позже не женился на своей однокласснице Антонине. Жила она на Актюбинской Опытной станции, что в 20 километрах от города, где были своя конюшня, конноспортивная секция и манеж. Здесь с 70-х годов содержали лошадей кушумской и других пород, занимались их селекцией. Главным фанатом лошадей был директор станции, кандидат сельскохозяйственных наук Александр Иванович Беляев. Он и инициировал конные пробеги.
Сам он в апреле 1951 года установил рекорд СССР, преодолев верхом за сутки 305 километров. За это получил звание мастера спорта. Было это в Алма-Атинской области, где тогда трудился Беляев, а в 1964 году его назначили директором Актюбинской опытной станции. Беляев организовывал суточные, 4-дневные и другие конные пробеги, но самый длинный был в 1979 году из Кокшетау в Актобе. Пробеги проводили не ради развлечения — для испытания лошадей, в частности, кушумской породы. Породу официально утвердили в марте 1976 года. Регулярных испытаний лошадей на ипподромах не было. Их силу и выносливость определяли в пробегах на большие расстояния. За сутки на этих лошадях проходили до 280 км, а рекордная резвость на 100 км составляла 4 часа 11 минут.
Вот в таких пробегах и участвовал Борис Дениско.
Хотели побить рекорд
«Мне было 22 года, когда я впервые сел на лошадь, рассказывает Борис Дениско. – В сентябре 1977 года я участвовал в суточном пробеге из совхоза «Ярославский» Актюбинской области до Опытной станции. До места старта мы ехали 2 или 3 дня, по пути отдыхали. Нас сопровождал автобус, грузовая машина, был врач. В 12 дня в «Ярославском» дали старт, на следующий день в 12 мы должны были финишировать на Опытной станции. Александр Иванович Беляев и два участника пробега – Есжан Кулашев и Омеркан Саренжиев, которые присоединились к нам в Комсомольском районе, успешно дошли до финиша. Я сошел с дистанции, немного не доехав до Опытной станции. Лошадь устала, да и я тоже. Дело было уже ночью. Я пересел в автобус, лошадь мою погрузили на машину. Это был мой первый и самый сложный пробег. Мы тогда замахнулись на рекорд Советского Союза. Первый в СССР в 51-году установил Александр Иванович Беляев. А в 1956 году этот рекорд побил Кастыбай Рахметжанов. На доно-текинском жеребце за сутки он проехал 311,6 километра. Беляев был у него тренером. У нас была цель пройти за сутки 312 километров, но до финиша доехали только трое. Одна из лошадей вообще по пути пала. Для всех это был стресс. Конечно, перед пробегом мы тренировались. Ездили на 30-40 километров, но все равно это было сложно.
Асфальт не для лошадей
Борис Дениско бережно хранит фото, вырезки из газет и журналов, где писали о конных пробегах, в которых он участвовал.
Рассказывая о суточном пробеге 1977 года, журнал «Коневодство и конный спорт» писал: «Первые 90 км всадники преодолели за 5,5 часа. Скорость соответствовала расчетной — рекордной. Но следующие 30 км скорость упала до 10 км в час. Расстояние от «Ярославского» до Опытной станции в 320 км было покрыто за три дня. Лошади потеряли в дороге 50-60 килограммов собственного веса, всадники стали в среднем на 3 килограмма легче, чем при старте. Четырех лошадей сняли с дистанции. Карты спутала высокая трудность трассы. По асфальту и щебню лошади идти не приспособлены. Особенно сложно было передвигаться ночью. Но все шли. 15 км в седле 5 минут пешком, ведя лошадь в поводу. Состояние всадников контролировали врачи, измеряли пульс и дыхание через 30 км потчевали чаем с глюкозой.
Всесоюзный рекорд в ходе этого суточного пробега побить не смогли, но главное, он подтвердил высокие верховые качества кушумских лошадей».
Чапаев приехал!
Через два года на Актюбинской Опытной станции стартовал новый конный пробег, уже 21-дневный. Пяти всадникам, среди которых был Борис Дениско, предстояло преодолеть верхом уже 1360 километров. Путь лежал из Кокшетау до Опытной станции. Туда лошади и всадники добирались на машинах.
«Я работал инженером-метрологом в Западно-Казахстанской гидрометобсерватории, — вспоминает Борис Дениско. — Для конного пробега взял отпуск без содержания. Нам выдали сапоги, военную форму, фуражки. В пробеге участвовали Александр Иванович Беляев, Торемурат Жаканов, Губайдулла Биманалин, Шамиль Гибадуллин и я. Беляеву тогда было уже под 70 лет, но в седле он держался, как настоящий джигит. По точкам Опытной станции, которую возглавлял, он часто ездил верхом, причем, зимой и летом. Беляев носил китель, бурку и папаху. Во время конного пробега, когда заезжали в села, завидев его, дети кричали: «Чапаев приехал!» Он действительно был похож на легендарного комдива.
По работе я объездил всю область, но на машине. Верхом на лошади по степи я путешествовал впервые, и это было гораздо интереснее. К пробегу мы готовились заранее. С нами ездил врач физдиспансера Ян Липириди. Павел Матвеевич Федоткин, завотделом кормопроизводства Опытной станции, прокладывал маршрут, определял место ночлега. С собой в машине мы везли сено, овес, воду и продукты.
Два раза мы ночевали по пути в хозяйствах, остальное время – в степи. Павел Матвеевич фиксировали по спидометру километраж. Во все хозяйства, через которые пролегал пробег, минсельхоз отправил телефонограмму, нас тепло встречали. Конный пробег был посвящен 25-летию освоения целины. После этого пробега всем участникам присвоили звание мастеров казахского национального вида спорта. Путь занял 21 день. Пробег был в августе-сентябре, стояла жара, и было нелегко. Выезд каждый день в 7 утра, 50 минут ехали рысью, потом на 10 минут спешивались, вели лошадь шагом. С 12 до 15 был обеденный перерыв после короткой выстойки, когда лошадей кормили и поили. Потом снова в путь и так до 19 вечера. Пробег был по территории пяти областей: Кокшетауской, СКО, Костанайской, Торгайской и Актюбинской. В совхозе «Ольгинском» в СКО мы фотографировались у трактора первоцелинников. Там нам вручили значки в честь 25-летия целины. Этот значок я храню, как память, до сих пор».
Массаж для лошади… сухим сеном
В дальнем походе конюхов не было. Каждый сам ухаживал за своей лошадью. В день проезжали больше 60 километров. Вечером лошадь расседлали, запотевшее под седлом место всадники протирали пучком сухого сена, просушивали и массировали. Главным было не натереть им спину. Но и такое бывало. Одну лошадь по пути из-за этого пришлось заменить.
В 1981 году Борис Дениско участвовал в конном пробеге на кушумских лошадях из Майтобе в Иргизском районе до Актобе. Пробег был посвящен 250-летию присоединению Казахстана к России. Возле Майтобе есть памятный знак, посвященный этому событию, оттуда и был дан старт. Майтобе находится в 25 км от Иргиза.
«Это был сложный маршрут. Он проходил в октябре, — вспоминает Борис Дениско. – Мы спали в кузове машины на сене. На сено клали кошму, спальник клали под него. Помню, в одно утро просыпаемся – все вокруг в снегу. Снега было по колено, машины еле выехали. Это было испытание и для нас, и для лошадей».
«Конные пробеги для меня были школой жизни и мужества, — говорит Борис Дениско. – Жаль, сейчас их уже не проводят. Участники, думаю, нашлись бы. Тех, кто разводит лошадей, больше интересуют не спортивные их данные, а продуктивность, чтобы они давали больше молока и мяса».
А вот мнение Серикбая Рзабаева, кандидата сельскохозяйственных наук, автора мугалжарской и кушумской пород лошадей:
«У кушумских лошадей три типа: основной, массивный и верховой. Лошадей верхового типа используют в работе под седлом для пастьбы скота, массовых видов конного спорта и для национальных конных игр. Это очень выносливые животные. Они могут проходить за сутки по 276-300 км и более. Конные пробеги в Казахстане широко проводились в послевоенные годы — в 1947-1948-е и в 1950-1951-е. Потом этот вид конного спорта был незаслуженно забыт, и возобновился лишь в 1975 году по инициативе мастера спорта СССР Александра Беляева. Лошади кушумской породы хорошо показывали себя и в байге. В июле 1964 года трехлетний жеребчик Секундомер Мугоджарского конезавода стал призером скачек Западно-Казахстанского края (тогда в нее входили четыре области) на дистанции 2000 м с резвостью 2 мин 17,4 с, уступив арабским чистокровным скакунам, всего лишь 3,6 секунды. Другой жеребец этой породы Золотистый, принадлежащий Актюбинской Опытной станции, выиграл межобластную байгу на дистанции 6 км за 9 мин 31 с.
В 1977 году в Актюбинской области в байге победителем вышел жеребец новой кушумской породы Актанкер Мугоджарского конезавода. Дистанцию 10 км он проскакал быстрее всех — за 13 мин 15 секунд. Потом этот скакун участвовал во всесоюзных соревнованиях в Пятигорске. В условиях высокогорья в гладких скачках на дистанции 7 километров в борьбе с чистокровными и высококровными скакунами он занял 3 место. Степной скакун за неделю адаптировался к условиям высокогорья. Все это горит о том, что ныне следует обратить внимание на возобновление пробегов, пользовавшихся у населения большой популярностью».
1674 головы племенных лошадей кушумской породы насчитывается сейчас в Актюбинской области. Это 14,6% от общего числа племенных лошадей, имеющихся в области.
Айгуль Куандык,
Актюбинская область
Agroqogam.kz