Казахстанские чиновники продвигают интересы российских компаний?

Рассмотрение стоимостных лимитов на сельхозтехнику могут отложить до следующего года, передает Agroqogam.kz.

В сельском хозяйстве сегодня куда ни глянь — проблема. Не успела ещё разрешиться с вывозом зерна, как уже на очереди другая, не менее значимая: как проведут посевную фермеры? Ни для кого не секрет, что поставки из России и Беларуси как запчастей, так и техники были затруднены этой осенью. Между тем для целого ряда востребованной аграриями техники новый маршрут — южный — не столь многообещающий. Грозит ли Казахстану срыв посевной и при чем здесь российские компании? Эти и другие вопросы редакция Agroqogam.kz адресовала эксперту Зернового союза Казахстана Тлеку Бекбасарову.

«Сегодня доступность техники падает из-за того, что целый ряд поставщиков уже поменяли маршрут на южный. Это поставки через Грузию (Поти), Азербайджан и дальше на Актау, потом распределение по Казахстану. Но проблемы будут только нарастать, так как там много «узких горлышек». И рынок ещё будет сталкиваться с проблемой доступности, своевременности техники: хоть комплектующие, хоть готовая, они все идут дольше, дороже, и с рисками заторов. По машинокомплектам для сборочных заводов, которые приходят из России, Беларуси, по-прежнему, сохраняются риски. Мы были свидетелями того, как с заводами из РФ из-за санкций расторгались договора, японские, европейские, американские компании отказывались поставлять технологичные комплектующие. Это все привело к тому, что они, наши соседи, в приоритет поставили свой рынок, и просто перестали отправлять технику на Казахстан. Даже было введено отдельное постановление в РФ, которое предполагает разрешительный порядок вывоза. Мы поставлены на второй план», — говорит Тлек Бекбасаров.

Но эта проблема, считает эксперт, — лишь верхушка на вершине айсберга в части  оснащенности сельского хозяйства комбайнами, тракторами и другими средствами, уверен эксперт. И если в срочном порядке не начать применять меры, неизвестно, чем все может обернуться уже в ближайший год или два.

«Сельхозтехника подорожала за год в полтора, два раза. Сейчас вообще  небывалый уровень цен. Запчасти, удобрения, эти все позиции ещё как то покрывались за счёт того, что стоимость пшеницы была высокая. Но вся прибыльность аграриев постепенно снизилась в течение этого года», — поясняет эксперт.

Сегодня на сельхозтоваропроизводителей, помимо внешних факторов, давят внутренние: непонятная программа с льготами, субсидированием, финансированием и инвестиционной политикой.

«Работа по снижению цен теперь будет сложно идти. Планировалось, что при введении утильсбора стоимость техники со сборочных заводов не поменяется. Везде об этом говорили, но этого не произошло. Наоборот, цены на отечественную технику стремительно растут. Плюс в программе РОП по обновлению не работает выкуп старой сельхозтехники, а работает лишь та часть, которая облагает новые покупки до 7 млн тенге»,- говорит представитель ЗСК.

Помимо этого, есть проблема с инвестиционными субсидиями, которые должны были возвращать аграриям 25-30% от стоимости техники. Но, они выплачиваются несвоевременно, и по сильно устаревшим предельным стоимостным лимитам.

«Хоть и декларируется 25%, и, если техника дороже стоимостного лимита, то все будет субсидироваться лишь в его пределах. Но! Эти лимиты были утверждены ещё в 2018 году, по состоянию цен 2017 года. Они очень устаревшие, и фактически норма субсидий, которые фермеры брали в последние годы, доходила вплоть до 6% от стоимости техники! И до сих пор МСХ не утвердило инвестиционные субсидии, а уже конец года. Хотя планировалось, что уже в этом году они будут обновлены, но работа не доведена до конца, и ходят слухи, что это вообще откладывается на следующий год. Многие в ожиданиях.

Важно обновить стоимостные лимиты, это единственная спасительная мера, которая может хоть как то компенсировать введённый утилизационный сбор, НДС», — уверен Тлек Бекбасаров.

Ещё одной головной болью для фермеров обернулась так называемая стимулирующая мера в покупке сельхозтехники — это оплата НДС методом зачета.

«Предполагалось, что хозяйства могли бы покупать сельхозтехнику, и применять оплату методом зачета. Техникой, купленной таким образом, нужно пользоваться минимум пять лет, и за это даётся освобождение по НДС. Это была хорошая мера, но ее в этом году задним числом отменили. И автоматически, эти 12% хозяйства вынуждены оплачивать»,- отмечает спикер.

Неприятным сюрпризом для сельхозтоваропроизводителей стало, то, что из списка исключили технику, которая не производится в Казахстане.

«К примеру, зачем изъяли роторные комбайны или самоходные опрыскиватели? Ведь это очень технологичные сельхозмашины, и такие не производятся у нас. Грозились также убрать ирригационные поливальные установки. Всем известно, что такое оборудование у нас не производится. Фермеры раньше покупали их, не уплачивая НДС. Теперь будут вынуждены выплачивать ещё 12% сверху, это всегда приводит к удорожанию. И если хозяйству в качестве стартовых инвестиций раньше требовалось иметь всего лишь 15% от первоначального взноса, теперь нужно ещё 12% НДС обеспечить в самом начале. Такая сложность. А в случае с комбайнами и тракторами, там ещё и утильсбор нужно в самом начале обеспечить. Поэтому этот порог инвестирования, когда требовался лишь первоначальный взнос, а теперь требуется 12% НДС, и плюс ещё сам утилизационный сбор, сильно увеличивает порог и отдаляет инвестиции. То есть купить сельхозтехнику становится сложнее», — говорит представитель ЗСК.

Собеседник уверен: таким способом местные госорганы пролоббировали интересы определённых компаний.

«Администратором приказа является Министерство национальной экономики. Они полностью ссылаются на Министерство индустрии, потому что Министерство индустрии им предоставило список. То есть сократили список заводов, где можно было купить технику со льготами.

Наших сборочных заводов, которые являются представителями российских заводов, таких как Ростсельмаш, Гомсельмаш, ПТЗ. Их представители как раз и являются бенефициарами.

Теперь фермеры вынуждены покупать только у нескольких отечественных сборочных заводов технику из Беларуси, из России, вставая к ним в очередь. Хотя буквально 5 лет назад такого не было – никто ни за кем не вставал в очередь, все продавцы сельхозтехники бегали и бились за внимание аграриев. Теперь же наоборот. Эти заградительные меры создали узкий круг поставщиков, а конкуренции нет, выбора у аграриев сделать конкурентный выбор стало намного меньше», — заключил эксперт.

Меруерт Шакенова,

Agroqogam.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите — Ctrl+Enter.